• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Конкуренция и конкурентоспособность в международном бизнесе

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 27
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Конкуренция и конкурентоспособность в международном бизнесе» нацелена на получение студентами знаний в сфере развития компании на мировом рынке в условиях изменяющейся внешней среды и при эффективном использовании внутренних ресурсов; формирование у слушателей понимания предпосылок и факторов изменения конкурентоспособности компании; обучение студентов практическим навыкам целенаправленной системной работы для достижения компанией устойчивых позиций и запланированных рыночных результатов. Данная дисциплина предполагает изучение объективных процессов, происходящих в международном экономическом пространстве, наиболее динамичной и конкурентной частью, которой являются национальные и мировые рынки. У студентов формируется системный подход к пониманию управления конкурентоспособностью компании с учетом передового опыта и лучших мировых практик.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • предоставить студентам теоретические знания в области конкуренции и конкурентоспособности международного бизнеса
  • сформировать у слушателей понимание предпосылок и факторов изменения конкурентоспособности компании
  • обучить практическим навыкам целенаправленной системной работы, нацеленной на достижение компанией устойчивых позиций и запланированных рыночных результатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит оценку степени монополизации рынка, степени интенсивности конкуренции, емкость рынка в изменяющихся условиях. • Объясняет особенности конкурентоспособности международных компаний при изменении торговой политики отдельных стран. • Определяет особенности конкурентоспособности международных компаний на сырьевых рынках • Имеет навыки оценки степени монополизации рынка, степени интенсивности конкуренции, емкость рынка в изменяющихся условиях.
  • Называет в теории международной конкурентоспособности, как классической, так и наиболее актуальной.- Описывает стратегическую природу конкуренции и определяет конкурентоспособность компании на международном рынке с использованием методики смешанного обучение (blended learning). • Использует для усвоения тематики курса разные типы материалов (онлайн тексты, видео-лекции, онлайн-курсы, и т.п.).
  • Объясняет базовые конкурентные стратегии на мировом рынке. • Имеет навыки применения концепции жизненного цикла товара в разработке направлений повышения конкурентоспособности компании.
  • Различает особенности внутренней конкурентоспособности компании. • Выявляет и оценивает факторы конкурентоспособности компании в различны сектора экономики разных стран мира. • Объясняет стратегическую природу конкуренции и определяет конкурентоспособность компании на международном рынке с использованием методики смешанного обучение (blended learning). • Использует для усвоения тематики курса разные типы материалов (онлайн тексты, видео-лекции, онлайн-курсы, и т.п.).
  • Разрабатывает форму опроса респондентов для оценки конкурентоспособности товара международной компании на рынке конкретной страны. • Применяет совокупность методов оценки конкурентоспособности товара международной компании на рынке. • Имеет навыки оценивания конкурентоспособной деятельности международной компании на рынке конкретной страны.
  • Распознает особенности конкурентоспособности компаний на сырьевых рынках. • Определяет конкурентоспособность международных компаний при изменении торговой политики отдельных стран. • Имеет навыки оценки конкурентоспособности международной компании при изменении торговой политики отдельных стран.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в конкуренцию и конкурентоспособность международного бизнеса. Основные понятия. Теории международной конкурентоспособности
  • Особенности внутренней конкурентоспособности международной компании. Внутренние источники конкурентоспособности международного бизнеса: издержки производства, управление прибылью
  • Ценообразование как источник конкурентоспособности в международном бизнесе. Управление эффективностью международной компании, управление качеством, достижение конкурентных преимуществ, снижение рисков
  • Составляющие национальной конкурентоспособности, важные для ведения бизнеса. Внешние источники конкурентоспособности международного бизнеса. Зарубежные рынки – оценка уровня конкуренции на рынке
  • Конкурентоспособность международных компаний при изменении торговой политики отдельных стран. Особенности конкурентоспособности компаний на сырьевых рынках
  • Конкурентные стратегии в международном бизнесе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий научно-исследовательский проект
  • неблокирующий прохождение онлайн курса "Industrial Organization: Strategy and Competition in Business"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * прохождение онлайн курса "Industrial Organization: Strategy and Competition in Business" + 0.3 * научно-исследовательский проект + 0.2 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анучин, А. А., Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие / А. А. Анучин, О. Н. Беленов. — Москва : КноРус, 2014. — 142 с. — ISBN 978-5-406-03450-7-K-2014. — URL: https://book.ru/book/915097 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Анучин, А. А., Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие / А. А. Анучин, О. Н. Беленов. — Москва : КноРус, 2015. — 142 с. — ISBN 978-5-406-03786-7. — URL: https://book.ru/book/916530 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Анучин, А. А., Конкурентоспособность стран и регионов : учебное пособие / А. А. Анучин, О. Н. Беленов. — Москва : КноРус, 2019. — 142 с. — ISBN 978-5-406-06953-0. — URL: https://book.ru/book/931130 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Еремеева, Н. В.  Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09362-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437844 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кожевина, О. В., Инновационная стратегия и создание устойчивых конкурентных преимуществ компаний в условиях трансформации рынка электроники : монография / О. В. Кожевина, А. В. Лежнева. — Москва : Русайнс, 2016. — 74 с. — ISBN 978-5-4365-1251-8. — URL: https://book.ru/book/921527 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Комарова, И. П., Устойчивая конкурентоспособность компаний высокотехнологичных отраслей : монография / И. П. Комарова. — Москва : Русайнс, 2017. — 118 с. — ISBN 978-5-4365-2224-1. — URL: https://book.ru/book/927971 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Лахметкина, Н. И., Инвестиционная стратегия предприятия : учебное пособие / Н. И. Лахметкина. — Москва : КноРус, 2012. — 230 с. — ISBN 978-5-406-01520-9. — URL: https://book.ru/book/902520 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Лифиц, И. М.  Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для академического бакалавриата / И. М. Лифиц. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 392 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07330-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431059 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лузина, Т. В.  Ценообразование во внешней торговле : учебник для вузов / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-07444-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442217 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Маховикова, Г. А.  Цены и ценообразование в коммерции : учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Маховикова, В. В. Лизовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03696-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426580 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Международная торговая политика в 2 ч. Часть 2.  : учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под общей редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05211-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441472 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Международный бизнес: Учебное пособие / Михалкин В.А. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538869
  • Под ред. Хасбулатова Р.И. - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 452с. - ISBN: 978-5-9916-5805-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-torgovaya-politika-413240
  • Розанова, Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05140-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434039 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Струве, П. Б.  Торговая политика России. Курс лекций / П. Б. Струве. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07078-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420758 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тарануха, Ю. В., Конкурентные стратегии: Современные способы завоевания преимуществ : практическое пособие / Ю. В. Тарануха. — Москва : Русайнс, 2016. — 358 с. — ISBN 978-5-4365-0512-1. — URL: https://book.ru/book/919092 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Тарануха, Ю. В., Конкуренция и конкурентоспособность : монография / Ю. В. Тарануха. — Москва : Русайнс, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-4365-1562-5. — URL: https://book.ru/book/922539 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Президентская программа подготовки управленческих кадров). — www.dx.doi.org/10.12737/20892. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942745
  • Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие / Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 348 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011721-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541568
  • Цены и ценообразование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Г. Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04773-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433876 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Шарафутдинова, Н. С., Управление конкурентоспособностью организации : учебное пособие / Н. С. Шарафутдинова, Р. Б. Палякин. — Москва : Русайнс, 2017. — 132 с. — ISBN 978-5-4365-1787-2. — URL: https://book.ru/book/929804 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Ямпольская, Д. О.  Цены и ценообразование : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11933-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446455 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аникеева, О. П.  Социальная ответственность бизнеса и международная конкурентоспособность : учебник и практикум для вузов / О. П. Аникеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12389-0 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01453-6 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447425 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Биржевые рынки государств Америки : монография / Р.С. Куракин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 529 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5a7b1bb8219402.59748849. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/934120
  • Биржевые рынки государств Африки : монография / Р.С. Куракин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5acf852e0ac927.73879824. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947488
  • Биржевые рынки государств Европы : монография / Р.С. Куракин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 549 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/ 10.12737/monography_5a0588950fe4c9.73896828. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010013
  • Быковская, Е. В., Стратегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия (на примере промышленных предприятий Тамбовской области) : монография / Е. В. Быковская. — Москва : Русайнс, 2017. — 94 с. — ISBN 978-5-4365-2267-8. — URL: https://book.ru/book/927845 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Валеева, Ю. С., Управление эффективностью услуг розничных торговых сетей на основе клиентоориентированного подхода : монография / Ю. С. Валеева. — Москва : Русайнс, 2018. — 122 с. — ISBN 978-5-4365-2509-9. — URL: https://book.ru/book/929810 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Влияние мировой цены нефти на рынки акций стран-нефтеэкспортеров / И.А. Копытин, С.В. Жуков. - М.: Магистр, 2015. - 176 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9776-0395-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/515840
  • Гришкина, С.Н.. Совершенствование учетно-контрольного инструментария обеспечивающего конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях : Монография / С.Н. Гришкина — Москва : Русайнс, 2017. — 293 с. — ISBN 978-5-4365-1884-8. — URL: https://book.ru/book/926713 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Даниленко, Н. Н., Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки : монография / Н. Н. Даниленко, Е. А. Арбатская. — Москва : Русайнс, 2016. — 159 с. — ISBN 978-5-4365-1379-9. — URL: https://book.ru/book/922031 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Дерен, В. И.  Экономика и международный бизнес : монография / В. И. Дерен, А. В. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09652-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429974 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дерен, В. И.  Экономика и международный бизнес : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен, А. В. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09246-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427503 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Конкуренция как основа экономики: концептуальные под-ходы к исследованию роли конкуренции : монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 104 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/6813. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036532
  • Лахметкина, Н. И., Инвестиционная стратегия предприятия : учебное пособие / Н. И. Лахметкина. — Москва : КноРус, 2014. — 231 с. — ISBN 978-5-406-03230-5-I-2014. — URL: https://book.ru/book/915114 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Парамонова, Т.Н.. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли : Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк — Москва : КноРус, 2013. — 120 с. — ISBN 978-5-406-02855-1. — URL: https://book.ru/book/915072 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Полтарыхин, А. Л., Стратегия и тактика развития человеческих ресурсов : сборник материалов / А. Л. Полтарыхин. — Москва : Русайнс, 2018. — 181 с. — ISBN 978-5-4365-1100-9. — URL: https://book.ru/book/920752 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Рожков, Н. Н.  Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Рожков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 167 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07048-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441373 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стратегия восстановления конкурентоспособности отечественной ракетно-космической промышленности: Монография / Баринов В.А., Окатьев Н.А. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 274 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-369-01567-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553603
  • Тарануха, Ю. В., Конкуренция и конкурентоспособность : монография / Ю. В. Тарануха. — Москва : Русайнс, 2016. — 335 с. — ISBN 978-5-4365-0405-6. — URL: https://book.ru/book/917472 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Торговая политика: Учебное пособие/Е.Д.Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9776-0351-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501338
  • Управление качеством. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко [и др.] ; под редакцией Е. А. Горбашко. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00907-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433472 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Президентская программа подготовки управленческих кадров). — www.dx.doi.org/10.12737/20892. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/635081
  • Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 300 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59b0fc9f869b17.11305387. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937630
  • Управление конкурентоспособностью организаций и территорий : учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 347 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/18432. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891858
  • Управление конкурентоспособностью организаций и территорий : учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 347 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/18432. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/978530
  • Хоришко, Е. Влияние национальных проектов России на мировые рынки [Электронный ресурс] / Е. Хоришко. - М.: РИОР, 2015. - 212 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=526374
  • Шаховская, Л. С., Ценообразование : учебное пособие / Л. С. Шаховская, Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская. — Москва : КноРус, 2015. — 258 с. — ISBN 978-5-406-03208-4. — URL: https://book.ru/book/915962 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.