• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социология города

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ермолин Илья Васильевич, Суворков Павел Эдуардович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология города» знакомит студентов с классическими и современными подходами к исследованию города, сформированными в рамках социологического знания, а также заимствованными социологией из других предметных полей. Основная задача курса – показать, как создается и изменяется город как предмет исследования, в том числе и благодаря аналитическим языкам, которые используются для его описания. Курс воспроизводит широкую географию производства знания о городе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные этапы развития городских исследований; иметь представление о базовых темах, подходах и методологии городских исследований; уметь оперировать основными социологическими и антропологическими понятиями в области городских исследований; быть способным читать и интерпретировать теоретические и прикладные социологические и антропологические работы в сфере городских исследований, основанные как на качественных, так и на количественных данных; уметь искать и систематизировать актуальные исследования по городской проблематике; уметь распознавать социальные феномены и процессы, релевантные городской проблематике, в том числе, в рамках исследования реальных кейсов; распознавать и описывать социальные факторы организации пространственного, экономического, политического поведения и взаимодействия в городах, в том числе, в рамках исследования реальных кейсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит различные подходы к исследованию городской мобильности
  • Выявляет и анализирует различные режимы городской жизни
  • Демонстрирует подходы к анализу сенсорных ландшафтов города
  • Демонстрирует социальные условия и эффекты транспортного развития в городах
  • Демонстрирует социальные условия и эффекты цифровизации городах
  • Демонстрирует социальные эффекты транспортного развития в городах
  • Демонстрирует специфику пост-современных городских исследований и их основные направления
  • Иллюстрирует возможности применения исторических методов к анализу современных городов
  • Обосновывает значимость города как объекта исследования в социальных науках
  • Объясняет отличая социально-экологического подхода
  • Объясняет связь городских исследований с развитием социальных наук в целом
  • Оперирует концептами права на город в контексте городской политики, экономики и развития.
  • Применяет концептуальный аппарат Чикагской школы для выявления и описания городских сообществ
  • Применяет критические методы изучения городского планирования по Мамфорду для российских кейсов
  • Прослеживает взаимосвязь городской жизни с историко-культурной формой обществ модерна
  • Анализирует актуальность концепции урбанизма Вирта для исследования современных российких городов
  • Анализирует феномены городского пространства, институтов и практик в терминах производства
  • Анализирует эмпирические феномены поломок и сбоев
  • Воспроизводит историю развития исследований неравенства в городском пространстве и системе расселения
  • Воспроизводит описание основные исторические типы городов
  • Воспроизводит основные принципы марксистского подхода к исследованию городов 19 века
  • Оперирует терминологическим аппаратом, необходимым для распознавания общности и общества в эмпирической реальности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Карл Маркс и Фридрих Энгельс: Город и общественно-исторический процесс, промышленные города 19 века
  • Тема 2. Макс Вебер и Фердинанд Теннис: Город и становление буржуазного общества, общность и общество
  • Тема 3. Георг Зиммель и Вальтер Беньямин: Большие города и духовная жизнь, репрезентация исторической эпохи в городах
  • Тема 4. Чарльз Бут и городские «социальные обследования» в Британии и США
  • Тема 5. Роберт Парк и Харви У. Зорбо: Город как «социальная лаборатория» и исследования городских сообществ
  • Тема 6. Луис Вирт: Концепция урбанизма и городские «гетто»
  • Тема 7. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе.
  • Тема 8. (Пост)современный город
  • Тема 9. Производство города: агенты, механизмы, стратегии и тактики
  • Тема 10. Мобильный город
  • Тема 11. Технологизация и городские инфраструктуры
  • Тема 12. Цифровой город
  • Тема 13. (Пост)современная урбанизация и право на город
  • Тема 14. Сенсорные ландшафты города и режимы городской жизни
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольный блок 1
    Контрольный блок 1 включает в себя подготовку студентом аналитической записки к самостоятельному исследованию по городам региона России, который был отобран для студента ассоциировано или по результатам рандомизации (к примеру, студент из Псковской области может ходатайствовать о выборе для него региона Псковская область; если несколько студентов претендуют на ассоциацию с одним регионом, устраивается «розыгрыш» процедурами рандомизации). Контрольный блок 1 относится к самостоятельной работе студента по первым четырем темам курса. С целью выполнения работы, студент привлекает различные открытые источники по анализируемому региону, консультируется по литературе из рекомендованного списка и материалам лекций. К контрольному блоку 1 также предусматривается подготовка заготовки краткой презентации на четыре слайда, каждый из которых соответствует одной из рассмотренных тем, с приложением к городам выбранного региона (если городов в регионе много, то в презентации рекомендуется рассматривать административный центр региона и / или наиболее крупный город региона в контексте остального региона, когда это нужно). Предварительно, каждая из частей аналитической записки по Контрольному блоку 1, соответствующая одной из тем, отправляется на рецензирование преподавателю. Срок предоставления очередной части аналитической записки на рецензирование, соответствует дню, который предшествует тому, когда был завершен семинар по соответствующей теме, отложенный на неделю (к примеру, если семинар по первой теме курса был бы гипотетически проведен 24 января 2023 года, то сдача чернового варианта первой части аналитической записки по контрольному блоку 1 и заготовки для первого слайда презентации по контрольному блоку 1 была бы отнесена к 30 января, до 23-59). В случае, если очередной рассчитанный обозначенным алгоритмом день сдачи материалов выпадает на государственный праздник или воскресенье, днем сдачи считается ближайший рабочий день (по стандарту шестидневной рабочей недели). Дата сдачи отредактированной аналитической записки по контрольному блоку 1 устанавливается на день недели, который следует за днем, когда был завершен семинар по четвертой теме курса отложенный с временным лагом в семь дней (к примеру, если семинар по четвертой теме курса был бы гипотетически проведен 27 февраля 2023 года, то сдача аналитической записки по контрольному блоку 1 и соответствующей заготовки для итоговой презентации была бы отнесена к 7 марта, до 23-59). В случае, если очередной рассчитанный обозначенным алгоритмом день сдачи материалов выпадает на государственный праздник или воскресенье, днем сдачи считается ближайший рабочий день (по стандарту шестидневной рабочей недели).
  • неблокирующий Контрольный блок 2
    Контрольный блок 2 включает в себя подготовку студентом аналитической записки к самостоятельному исследованию по городам региона России, который был отобран для студента ассоциировано или по результатам рандомизации. Контрольный блок 2 относится к самостоятельной работе студента по темам курса с пятой по девятую (включительно). Так как работа по контрольному блоку 2 включает обработку количественных данных, студент использует подготовленную преподавателем видеозапись (алгоритм работы с данными), файлы с исходными данными выборочных обследований. Как и в рамках подготовки аналитической записки к Контрольному блоку 1, студент привлекает различные открытые источники по анализируемому региону, консультируется по литературе из рекомендованного списка и материалам лекций, записям и материалам семинаров и с преподавателем. К контрольному блоку 2 также предусматривается подготовка заготовки краткой презентации на пять слайдов, каждый из которых соответствует одной из рассмотренных тем, с приложением к городам выбранного региона (если городов в регионе много, то в презентации рекомендуется рассматривать административный центр региона и / или наиболее крупный город региона в контексте остального региона, когда это нужно). Предварительно, каждая из частей аналитической записки по Контрольному блоку 2, соответствующая одной из тем, отправляется на рецензирование преподавателю. Срок предоставления очередной части аналитической записки на рецензирование, соответствует дню, который предшествует тому, когда был завершен семинар по соответствующей теме, отложенный на неделю (к примеру, если семинар по пятой теме курса был бы гипотетически проведен 21 февраля 2023 года, то сдача чернового варианта второй части аналитической записки по контрольному блоку 2 и заготовки для первого слайда презентации по контрольному блоку 2 была бы отнесена к 27 февраля, до 23-59). В случае, если очередной рассчитанный обозначенным алгоритмом день сдачи материалов выпадает на государственный праздник или воскресенье, днем сдачи считается ближайший рабочий день (по стандарту шестидневной рабочей недели). Дата сдачи отредактированной аналитической записки по контрольному блоку 2 устанавливается на день недели, который следует за днем, когда был завершен семинар по девятой теме курса отложенный с временным лагом в семь дней (алгоритм расчета даты аналогичен таковому к Контрольному блоку 1).
  • неблокирующий Контрольный блок 3
    Контрольный блок 3 включает в себя подготовку студентом аналитической записки к самостоятельному исследованию по городам региона России, который был отобран для студента ассоциировано или по результатам рандомизации. Контрольный блок 3 относится к самостоятельной работе студента по темам курса с десятой по четырнадцатую (включительно). Так как работа по контрольному блоку 3 включает обработку количественных данных, студент использует подготовленную преподавателем видеозапись (алгоритм работы с данными), файлы с исходными данными выборочных обследований. Как и в рамках подготовки аналитической записки к Контрольному блоку 3, студент привлекает различные открытые источники по анализируемому региону, консультируется по литературе из рекомендованного списка и материалам лекций, записям и материалам семинаров и с преподавателем. К контрольному блоку 3 также предусматривается подготовка заготовки краткой презентации на пять слайдов, каждый из которых соответствует одной из рассмотренных тем, с приложением к городам выбранного региона (если городов в регионе много, то в презентации рекомендуется рассматривать административный центр региона и / или наиболее крупный город региона в контексте остального региона, когда это нужно). Предварительно, каждая из частей аналитической записки по Контрольному блоку 3, соответствующая одной из тем, отправляется на рецензирование преподавателю. Срок предоставления очередной части аналитической записки на рецензирование, соответствует дню, который предшествует тому, когда был завершен семинар по соответствующей теме, отложенный на неделю (алгоритм расчета даты аналогичен таковому к Контрольному блоку 1 и 2). В случае, если очередной рассчитанный обозначенным алгоритмом день сдачи материалов выпадает на государственный праздник или воскресенье, днем сдачи считается ближайший рабочий день (по стандарту шестидневной рабочей недели). Дата сдачи отредактированной аналитической записки по контрольному блоку 3 устанавливается на день недели, который следует за днем, когда был завершен семинар по девятой теме курса отложенный с временным лагом в семь дней (алгоритм расчета даты аналогичен таковому к Контрольному блоку 1 и 2).
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа включает в себя активность на лекциях и семинарах. В рамках лекций, это обсуждение тем и вопросов по дисциплине, ответов на вопросы преподавателя; на семинарах, это краткая презентация на занятии по городам ассоциированного со студентом региона. В случае недостатка времени на презентацию в рамках очных семинаров и одновременного желания студента презентовать результаты исследования на курсе, студентом может быть подготовлена запись выступления, которая будет размещена на Яндекс-диске учебного курса с частным доступом к нему одногруппников. Подобная запись будет оцениваться как очное выступление студента на семинаре.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Контрольный блок 3 + 0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольный блок 2 + 0.2 * Контрольный блок 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pile, S. (2005). Real Cities : Modernity, Space and the Phantasmagorias of City Life. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251681
  • Watson, S., & Bridge, G. (2011). The New Blackwell Companion to the City. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510088

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gandy, M. (2014). The Fabric of Space : Water, Modernity, and the Urban Imagination. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=904319
  • Jain, J., & Lyons, G. (2008). The gift of travel time. Journal of Transport Geography, (2), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jotrge.v16y2008i2p81.89
  • Kitchin, R., & Dodge, M. (2011). Code/Space : Software and Everyday Life. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=373289
  • Neil Brenner, & Christian Schmid. (2015). Towards a new epistemology of the urban? City, (2–3), 151. https://doi.org/10.1080/13604813.2015.1014712
  • Кабисов, А. (2009). Теория Урбанизма И Практика Модернизма: Эссе Георга Зиммеля “Большие Города И Духовная Жизнь” И Модернистский Роман “Большого Города.” Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Социология. Политология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13983377
  • Лефевр, А., Эдельман, Н., & Вахштайн, В. (2011). Everyday and Everydayness ; Повседневное и повседневность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F0836FD
  • Парк, Р., & Николаев, В. (2006). Городское Сообщество Как Пространственная Конфигурация И Моральный Порядок. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA64C321
  • Социология города. Проектирование социальных изменений в городской среде : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Б. Кораблева [и др.] ; под общей редакцией Г. Б. Кораблевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07573-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1670-0 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441489 (дата обращения: 28.08.2023).