• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Музееведение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В задачи курса входит раскрытие базовых понятий и понятийно-категориального аппарата музееведения, рассмотрение этапов развития музейного дела и музееведения XVI–XXI вв., показ структуры и основных функций музеев, демонстрация спектра современных направлений исследований. В результате освоение учебной дисциплины студенты также иметь представление о герменевтике музейных экспозиций и опыт их интерпретации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основных понятий музееведения
  • Формирование представления об истории, теории и практике музейного дела
  • Знакомство с современными подходами к изучению музеев в прошлом и настоящем
  • Развитие навыка интерпретации музейной экспозиции
  • Целью курса «Музееведение» является знакомство студентов с историей музеев, практикой музейного дела и основами музееведения как научной дисциплины.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент воспроизводит принципы и процедуры фондово-хранительской, исследовательской и выставочной деятельностей музея; оценивает их значимость; применяет полученные знания для интерпретации музейных экспозиций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Основные понятия музееведения
  • 2. Современная типология и классификация музеев
  • 3. Организация музейных фондов
  • 4. Исследовательская деятельность в музее
  • 5. Музейные экспозиции
  • 6. Музейная коммуникация
  • 7. «Меняющийся музей в меняющемся мире»
  • 8. Музейное пространство Санкт-Петербурга
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    В ходе работы на семинарах студент должен продемонстрировать знание обязательной для прочтения литературы и участвовать в дискуссии по ее содержанию. Студент должен показать умение обобщать и критически анализировать заданную литературу. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в зависимости от посещаемости, активности, качества участия в дискуссии. Накопленную оценку по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях и самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае, если более половины группы не подготовились к семинару, преподаватель может дать студентам практическое задание (напр. анализ исторической фотографии музейной экспозиции). В случае пропуска занятия по уважительной причине студент имеет право отработать этот пропуск в пределах недели.
  • неблокирующий Доклад с презентацией
    Студент должен сделать доклад с презентацией на семинаре на тему герменевтики выбранной музейной экспозиции. Преподаватель оценивает самостоятельность работы, логику и аргументированность суждений, способность студента использовать музееведческие понятия и исследовательские приемы, качество презентации. В случае невозможности сделать публичный доклад, студент может подготовить эссе с электронной презентацией.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по заранее известному списку вопросов. Время на подготовку – 10-15 минут. Результаты экзамена становятся известны в день проведения экзамена. Студент должен продемонстрировать знание содержания дисциплины в рамках всего курса; знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов; умение анализировать, систематизировать и обобщать информацию; понимание и использование междисциплинарных связей в рамках гуманитарного знания; знание основных этапов истории музейного дела и музееведения, особенностей музейной коммуникации и проектирования экспозиции; понимание принципов хранительской и реставраторской работы, материального поворота в музееведении; представление об исследовательской работе в музее, специфике национальных музеях и их роли в исследованиях национализма; знание основных направлений и подходов в области критических исследований наследия и проблем деколонизации музеев. Допускается опрос по материалам всего курса за пределами тематики билетов. Если студент показал хорошую работу на семинарах и сделал качественный доклад с презентацией или эссе, то за экзамен выставляется автоматом отличная оценка .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Доклад с презентацией + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абдрашитова, М. А. (Чапланова М. А.). Формирование музейного пространства города: музей на службе обществу : монография / М. А. Абдрашитова (Чапланова М. А.), А. Ю. Тихонова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2020. — 118 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171060 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Музееведение, Тельчаров, А.Д., 2011
  • Нельзина, О.Ю.. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы : Монография / О.Ю. Нельзина, А.В. Окороков, Т.П. Поляков — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2019. — 312 с. — ISBN 978-5-86443-285-3. — URL: https://book.ru/book/945306 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Нечепуренко М.Ю., Привалова Ю.В. - Межкультурная музейная коммуникация - Южный федеральный университет - 2017 - ISBN: 978-5-9275-2482-2 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=339781
  • Рыбак, К.Е.. Роль и место общественных музеев в музейной сети : Информационное издание / К.Е. Рыбак — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2021. — 134 с. — ISBN 978-5-86443-346-1. — URL: https://book.ru/book/945024 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глушкова, П. В. Основные направления музейной деятельности : учебное пособие / П. В. Глушкова. — Кемерово : КемГИК, 2019. — 244 с. — ISBN 978-5-8154-0498-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156969 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Минкина, Е. В. Музееведение: Электронное учебное пособие : учебное пособие / Е. В. Минкина. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2008. — 106 с. — ISBN 978-5-94047-583-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63775 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.