• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Средства коммуникации, сетевая культура и социокультурный дискурс

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Антонова Ксения Александровна, Ильин Владимир Иванович, Логунова Ольга Сергеевна, Подольская Анна Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного раздела курса является формирование аналитичного и критически ориентированного взгляда на внешне самые очевидные проявления современного общества: потребление и медиа (последние включают и традиционные СМИ и новые цифровые средства коммуникации). Будут рассмотрены социологические матрицы потребления (потребление как текст и его дешифровка, смыслы современной культуры потребления, потребление как текст (туризм, одежда, питание и др.). В курсе рассматриваются концепции макдональдизации и глэм-капитализм, «уличные практики» как формы коммуникации и потребления в обществе наших дней. Анализируются такие особенноси совеменой культуры как медиатизация феноменов современного общества, принцип удовольствия против принцип наслаждения. Отдельное внимание уделяется использованию различных медиаресурсов для решения личных и профессиональных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Современные средства коммуникации и культура потребления» является рассмотрение социологических матриц коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает особенности осуществления онлайн коммуникации, способен применять полученные знания для анализа фактов и событий с позиций социологии
  • знает основные особенности визуальной коммуникации и основные положения визуального анализа и способен их применить
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические подходы к изучению коммуникации. Цифровая культура и новые медиа. Особенности онлайн дискурса
  • Лабиринты коллективных действий в сети.
  • Визуальные средства новых медиа
  • Социальная стратификация в сети.
  • Онлайн-исследования коммуникаций. Типология методов онлайн- исследований, возможности и ограничения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. Экзамен проводится в форме теста. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию , высланному преподавателем на почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию и указать свое имя и фамилию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при написании теста включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание 2 представляет собой групповую работу, в которой студенты на выбор анализирует сообщество в социальном медиа по заданной схеме в формате презентации.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Аудиторная 1
  • неблокирующий Аудиторная 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аудиторная 2 + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Тест + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Аудиторная 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник, Штомпка П., Морозова Н.В., 2010
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
  • Общество общества. Кн. 2: Медиа коммуникации, Луман, Н., 2005
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Internet celebrity : understanding fame online, Abidin, C., 2018
  • Nick Couldry, & Ulises A. Mejias. (2019). The Costs of Connection : How Data Is Colonizing Human Life and Appropriating It for Capitalism. Stanford University Press.
  • Nick Couldry, & Ulises Mejias. (2019). Making data colonialism liveable: how might data’s social order be regulated? Internet Policy Review, (Issue 2). https://doi.org/10.14763/2019.2.1411