• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Мозг и психика

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 26
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Горин Алексей Александрович, Зинченко Оксана Олеговна, Лазарев Иван Евгеньевич, Лысенко Елена Сергеевна, Маркашова Елизавета Игоревна, Полтаржицкая Анастасия Юрьевна, Шепеленко Анна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты в доступной форме узнают о работе мозга и смогут лучше понять как работа нашего мозга определяет наше поведение. Дисциплина реализуется в формате blended с использованием онлайн-курса "Мозг и психика" на платформе "Открытое образование". Слушатели узнают, как активность мозга человека в повседневной жизни связана с теми или иными компонентами поведения и как когнитивная наука и нейронаука могут ответить на эти важные вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать о соотношении психических процессов и работы мозга, психофизиологии основных психических процессов и функций
  • Знать историю развития нейронауки в контексте развития когнитивных наук
  • Знать основные методы психофизиологического исследования.
  • Уметь анализировать опубликованные научные статьи в сфере нейронаук и когнитивной психофизиологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует представления о локализации психических функций в 18-20 вв.,
  • Анализирует представления о структурной и функциональной асимметрии мозга
  • Анализирует теории внимания
  • Знает базовые представления о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии для высших психических функций
  • Знает виды и функции мышления
  • Знает виды и функции памяти
  • Знает виды и функции сна, виды и функции сновидений
  • Знает виды и функции эмоций
  • Знает исторические представления о теориях сна
  • Знает мозговые механизмы мышления
  • Знает мозговые основы системы "социального мозга"
  • Знает области применения прямых и непрямых, инвазивных и неинвазивных методов изучения мозга
  • Знает основные механизмы ощущения и восприятия
  • Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции
  • Знает основные представления об эмпатии, ментализации, "модели психического" и их мозговых механизмах
  • Знает основные философские подходы к решению психофизической и психофизиологической проблем
  • Знает представления о психофизической и психофизиологической проблеме
  • Знает представления об организации движений и их мозговые основы
  • Знает принципы работы зрительной системы человека
  • Знает строение мозга человека (основные структуры и функции)
  • Знает строение мозговых систем внимания
  • Знает строение сенсорных систем
  • Знает структуры мозга, обеспечивающие работу памяти
  • сравнивает символьный, модульный, нейросетевой подходы в когнитивной науке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную науку и нейронауку.
  • Методы нейронаук
  • Мозг и психика. Современное состояние психофизической и психофизиологической проблемы. Психофизиология сознания
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Эмоции
  • Сон и бодрствование
  • Мышление, принятие решений и мозг
  • Индивидуальные различия и мозг
  • Социальный мозг
  • Моторная система
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная оценка
    Оценка за аудиторную работу на семинарах. Также по усмотрению преподавателя может учитываться ознакомление студентом с экспериментами по психологии/психофизиологии в форме участия в экспериментах
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Эссе
    Эссе на заданную тему
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.14 * Контрольная работа 2 + 0.14 * Контрольная работа 1 + 0.3 * Экзамен + 0.14 * Эссе + 0.28 * Аудиторная оценка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals of the New York Academy of Sciences, 1303(1), 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
  • Giacomo Rizzolatti, Luciano Fadiga, Vittorio Gallese, & Leonardo Fogassi. (1996). Premotor cortex and the recognition of motor actions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B91D5ACF
  • Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The Attention System of the Human Brain: 20 Years After. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E7412F5
  • Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. https://doi.org/10.1196/annals.1440.004
  • Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 464 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-459-00945-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Attention and Chunking in Visual Search among Letter Stimuli ; Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD1A4FD
  • Bechara, A., Damasio, H., & Damasio, A. R. (2000). Emotion, Decision Making and the Orbitofrontal Cortex. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.318926CF
  • Christov-Moore, L., & Iacoboni, M. (2016). Self-other resonance, its control and prosocial inclinations: Brain-behavior relationships. Human Brain Mapping, 37(4), 1544–1558. https://doi.org/10.1002/hbm.23119
  • Corballis, M. C. (2014). Left Brain, Right Brain: Facts and Fantasies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.970C90A0
  • Hein, G., Morishima, Y., Leiberg, S., Sunhae Sul, & Fehr, E. (2016). The brain’s functional network architecture reveals human motives. Science, 351(6277), 1074–1078. https://doi.org/10.1126/science.aac7992
  • Johansen, J. P., Tarpley, J. W., LeDoux, J. E., & Blair, H. T. (2010). Neural substrates for expectation-modulated fear learning in the amygdala and periaqueductal gray. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A016BF4C
  • Voss, U., Holzmann, R., Hobson, A., Paulus, W., Koppehele-Gossel, J., Klimke, A., & Nitsche, M. A. (2014). Induction of self awareness in dreams through frontal low current stimulation of gamma activity. Nature Neuroscience, 17(6), 810–812. https://doi.org/10.1038/nn.3719