• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Культурные кластеры и креативные пространства

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты познакомятся с кластерным подходом к управлению сферой культуры, который в настоящее время признан одним из актуальных форматов развития сотрудничества между организациями различного типа и профиля. Кластерный подход базируется на принципах территориальной близости и коллаборативности деятельности организаций культуры. Расположение учреждений культуры разного профиля в пешей доступности даёт возможность за счёт формирования единого культурного пространства, с одной стороны, привлекать бОльший поток туристов и жителей города, а, с другой, гармонизировать трафик, не допуская образования дефицита или избытка посетителей. В рамках курса будут изучаться принципы формирования культурных кластеров и их модификации – креативных пространств, критерии отбора резидентов для креативных пространств, методы стимулирования взаимодействия резидентов культурных кластеров и креативных пространств. Студенты узнают, как за счет взаимовыгодных партнерских отношений учреждения культуры могут более рационально использовать имеющиеся ресурсы и быстрее достигать синергического эффекта от совместной работы. При этом важно отметить, что по прогнозам экспертов, наибольшее количество рабочих мест в креативных индустриях создается на базе различного рода креативных пространств, что создает для студентов новые карьерные перспективы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются получение знаний по управлению креативными кластерами как сложной социокультурной системой; изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие кластерных инициатив; получение навыков формирования концепции креативных кластеров различных типов; освоение приемов и методов командопостроения как инструмента управления кластером; развитие навыков применения инструментов продвижения культурных кластеров и креативных пространств; развитие аналитических навыков оценки результативности деятельности креативного кластера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применять знание нормативно-правовых основ к разработке стратегии формирования креативных кластеров в целях развития территорий
  • Публично представлять результаты исследования индивидуально и в составе проектной группы
  • Знание особенностей пространственно - отраслевых форматов управления креативными индустриями
  • Интерпретировать принципы кластерного подхода к управлению креативными индустриями
  • Уметь учитывать региональную специфику формирования и развития креативных кластеров
  • Применять методы цифровой аналитики к оценке результативности деятельности креативных кластеров
  • Сформировать представление о принципах и конкретных путях командобразования и налаживания коммуникаций между различными резидентами кластера.
  • Получить навыки и умения по использованию маркетинговых технологий и брендинга в развитии креативных пространств
  • Умение разрабатывать систему событийной деятельности креативного пространства
  • Оценивать результативность функционирования креативных кластеров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Применение кластерного подхода в управлении и развитии креативных индустрий
  • 2. Креативные кластеры в пространстве современного города
  • 3. Правовые и организационные основы формирования креативных кластеров
  • 4.Особенности федерального и регионального подходов к формированию креативных кластеров
  • 5. Стратегии формирования и развития креативных кластеров
  • 6. Формирование команды креативного кластера
  • 7. Маркетинг и брендинг креативных кластеров
  • 8. Особенности и перспективные форматы событийной деятельности в креативных кластерах
  • 9. Оценка результативности функционирования креативных кластеров
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Индивидуальная самостоятельная работа проводится в формате теста (От). В программе курса предусмотрено 2 теста с коэффициентом 0,1 каждый. В тест входят вопросы закрытого и открытого типов.
  • неблокирующий Разработка концепции креативного пространства
    Проект представляет собой разработанную концепцию креативного кластера, включающий 5 разделов. Каждый раздел представляет собой самостоятельную работу весом 0,1. В течение курса предполагается последовательная сдача разделов проекта на проверку. Задание коллективное. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой.
  • неблокирующий Рецензирование разрабатываемых концепций проектов
    Студенты получают задание дать оценку разработанной коллегами концепции креативного пространства с позиции одного из департаментов креативного пространства (финансового, маркетингового и т.д.). Рецензированию подлежит каждый из разделов концепции. Вес каждой рецензии составляет 0,02. Задание коллективное. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой.
  • неблокирующий Защита проекта
    Защита проекта предполагает творческую презентацию разработанной концепции креативного пространства.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Разработка концепции креативного пространства + 0.2 * Защита проекта + 0.1 * Тест + 0.1 * Рецензирование разрабатываемых концепций проектов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Войтова, Л. М., Творческие кластеры за рубежом и в России. Методология, опыт, практика : монография / Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-4365-5471-6. — URL: https://book.ru/book/939644 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Кластеры. Российская и зарубежная практика : монография / А. Ю. Анисимов, О. Н. Быкова, А. Р. Валеева [и др.]. — Москва : Русайнс, 2019. — 142 с. — ISBN 978-5-4365-3396-4. — URL: https://book.ru/book/932916 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход : монография / Д.А. Кощеев, О.Ю. Исопескуль. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 326 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1019221. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019221
  • Ульянченко, Л. А., Региональные туристские комплексы и кластеры : монография / Л. А. Ульянченко, М. В. Виноградова, И. Г. Гладская. — Москва : Русайнс, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-4365-0560-2. — URL: https://book.ru/book/934683 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1446 - В.Тарасенко - Территориальные кластеры: Семь инструментов управления - 9785961436679 - Alpina - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1446