• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Умная специализация: стратегия развития нового поколения

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать основное содержания и этапы развития подхода умной специализации; - уметь провести анализ стратегических документов территориального развития с использованием методики умной специализации; - знать основное содержание и этапы развития кластерного подхода; - уметь спроектировать кластерную инициативу и объяснить ее роль в структуризации профессионального сообщества; - знать структуру процесса предпринимательского поиска и примеры его использования; - знать основное содержание и этапы развития концепции живой лаборатории и примеры ее использования в практике государственно-частного и гражданского партнерства; - уметь спроектировать живую лабораторию. Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра (майнор). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Теория и история менеджмента - Экономическая теория. Основные положения дисциплины могут быть использованы для выполнения проектной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов расширенных знаний, умений и навыков в сфере управления региональным развитием с использованием инструментов умной специализации, предпринимательского поиска, кластерной политики и живых лабораторий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основное содержание и этапы развития кластерного подхода и умеет объяснить его роль в структуризации профессионального сообщества.
  • Знает основное содержание и этапы развития подхода умной специализации. Приводит примеры лучших практик стратегий умной специализации в мире.
  • Пересказывает основное содержание и перечисляет этапы развития концепции живой лаборатории и приводит примеры ее использования в практике государственно-частного и гражданского партнерства.
  • Перечисляет и описывает этапы и структуру процесса предпринимательского поиска и приводит примеры его использования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Умная специализация: стратегия коммуникации государства, науки, бизнеса и гражданского общества нового поколения
  • Инновационные и промышленные кластеры как инструмент организации взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества
  • Предпринимательский поиск как новая возможность ГЧП: анализ российской и зарубежной практики
  • Живые лаборатории как новая практика вовлечения жителей в развитие территорий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация "Анализ стратегии инновационного развития региона по методике умной специализации"
    Работу подготовить дома: раскрыть в презентации все вопросы по теме, дать ссылки на источники. Участвовать в защите презентации в классе (ответах на вопросы преподавателя и других студентов).
  • неблокирующий Подготовка презентации на тему «Пример отраслевой трансформации в регионе»
    Презентация готовится дома и защищается в классе с ответами на вопросы преподавателя и аудитории.
  • неблокирующий Кейс «Умная специализация в регионе Пондара»
    Необходимо письменно дать ответы на все вопросы (анализируются все шесть шагов RIS 3 Assessment Wheel) при оценке также учитывается качество текста (логика, аргументация, ясность изложения).
  • неблокирующий Проект кластерной инициативы
    Работа над проектом осуществляется на семинарских занятиях. Студенты работают по группам, объединенным одной темой для проекта. Дома оформляется презентация по проекту. Защита осуществляется в классе (доклад группой+ ответы на вопросы). Оценивается по 10-ти бальной шкале по критериям, которые указаны во вкладке "Критерии".
  • неблокирующий Проект живой лаборатории
    Проект готовится в группах на семинарских занятиях и дома. Выполняется презентация проекта с указанием источников. Защита проекта проходит в классе ( доклад + ответы на вопросы преподавателя и студентов).
  • неблокирующий Итоговый тест
    Письменная работа, в которой необходимо дать ответы на вопросы по разделам и к некоторым ответам дать пояснения. Общая оценка складывается из 5 баллов за выбор правильного варианта ответа 5 за письменное пояснение . Оценивается по 10-тибальной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.15 * Кейс «Умная специализация в регионе Пондара» + 0.15 * Подготовка презентации на тему «Пример отраслевой трансформации в регионе» + 0.25 * Итоговый тест + 0.15 * Проект живой лаборатории + 0.15 * Проект кластерной инициативы + 0.15 * Презентация "Анализ стратегии инновационного развития региона по методике умной специализации"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Karlsson Charlie, Andersson Martin and Bjerke Lina Geographies of Growth: Innovations, Networks and Collaborations [Book]. - Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2017.
  • Pronestì, Giuseppe. (2018). Life Cycle of Clusters in Designing Smart Specialization Policies. 10.1007/978-3-030-03780-2
  • Баканов, А.С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход : монография / А.С. Баканов, А.А. Обознов. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 184 с. - ISBN 978-5-9270-0165-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059171
  • Балюк, С. С., Повышение уровня регионального экономического развития: комплексный и кластерный подходы : монография / С. С. Балюк. — Москва : Русайнс, 2016. — 185 с. — ISBN 978-5-4365-1323-2. — URL: https://book.ru/book/921976 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Вертакова, Ю. В., Механизм структуризации социально-экономического пространства региона: кластерный подход : монография / Ю. В. Вертакова, М. Г. Клевцова, Ю. С. Положенцева, В. А. Плотников. — Москва : Русайнс, 2017. — 293 с. — ISBN 978-5-4365-2047-6. — URL: https://book.ru/book/924144 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Граждане как партнеры. Руководство ОЭСР по информированию, консультациям и активному участию общества в разработке политического курса / М. Грембергер. - М.: Весь Мир, 2002. - 120 с.: ISBN 978-5-7777-0204 X - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012964
  • Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование: Научное / Еганян А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5087-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912791
  • Носова, С. С., Региональная и инновационная экономика: кластеры : монография / С. С. Носова. — Москва : Русайнс, 2017. — 281 с. — ISBN 978-5-4365-1705-6. — URL: https://book.ru/book/922816 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Рисин И.Е. - Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение - Русайнс - 2015 - ISBN: 978-5-4365-0439-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918704

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kumar, T.M.Vinod & Dahiya, Bharat. (2017). Smart Economy in Smart Cities. 10.1007/978-981-10-1610-3_1.
  • Seghrouchni A.E.F. et al. Enablers for Smart Cities. 2016.
  • Stimmel C.L. Building smart cities: analytics, ICT, and design thinking. Boca Raton: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2016. 266 p.