• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Театральность и перформативные практики в европейской истории до XXI века

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Режиссерский театр и многообразие его художественных языков в этом курсе – в центре внимания. Речь идет о том, как постепенно рождалось представление о режиссерском единстве спектакля: о «Свободном театре» Андре Антуана, о режиссуре в Мейнингенском и Байрейтском театрах, о «Свободной сцене» Отто Брама, поисках Станиславского, постановках Крэга и Мейерхольда. Рассматриваются «эпический театр» Брехта и его история на российской сцене, спектакли агиттеатра и театра футуристов, яркие работы режиссеров оттепельного периода советской истории и наконец – современная театральная афиша. Рассказ о режиссерских поисках разных периодов истории театра сочетается с обсуждением того, как театральные и перформативные традиции продолжаются в творчестве современных европейских и российских режиссеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с режиссерским театром и его многообразными художественными языками.
  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы творческого пути Вс.Э. Мейерхольда. Воспринимает художественные эксперименты режиссера как поиск средств выражения содержания.
  • Знаком с разнообразными формами современного театра. Отличает художественные театральные произведения от нехудожественных. Воспринимает знаковую природу театрального текста. Сравнивает различные режиссерские интерпретации одного литературного произведения.
  • Знаком с разнообразными формами современного театра. Считывает меседж перформативных действ. Анализирует современный театральный спектакль, вне зависимости от его художественной стилистики.
  • Знаком с современным театральным репертуаром. Читал пьесы российских драматургов-классиков, а также современных российских драматургов. Представляет себе театральную географию.
  • Знаком с теоретическими основаниями театрального творчества Брехта. Воспринимает конкретно-исторический слой произведений драматурга. Знает историю сценических воплощений произведений Брехта в России.
  • Знаком с эволюцией театральных художественных форм советского времени. Воспринимает эту эволюцию как связанную с историческим развитием советского общества. Считывает конкретно-историческое содержание драматургии советского периода. Знаком с творчеством крупнейших театральных режиссеров советского периода.
  • Определяет стилевое своеобразие разнообразных режиссерских манер. Считывает содержательные функции стилистических приемов. Анализирует фрагменты спектакля
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рождение режиссерского театра
  • Новый театральный язык
  • Вс. Мейерхольд - режиссер
  • “Эпический театр” Брехта
  • Театр советского времени (обзорно)
  • Современная театральная афиша
  • Постдраматический театр и перформанс
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Рецензия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апология театра: Научно-популярное / Мирзоев В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-91671-845-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001994
  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Бураченко, А. И.  История театра и кино : практическое пособие для вузов / А. И. Бураченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 47 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11592-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0477-9 (КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445689 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков [Электронный ресурс] / А. В. Вислова. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.: ил. - ISBN 978-5-98699-050-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468271
  • Вишняков С.А. - Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-1117-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3342
  • Луначарский, А. В. Современный театр и революционная драматургия / А. В. Луначарский. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 8 с. — ISBN 978-5-507-43392-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95962 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пыляев, М. И. Наш театр в эпоху отечественной войны / М. И. Пыляев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 7 с. — ISBN 978-5-507-12405-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/9207 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Театральная школа: современные смыслы : учеб. пособие / А.С. Кузин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 284 с. — (Высшее образование: Специалитет). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5cac45da6ddb76.17121345. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента, Арутюнова, А., 2015
  • В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т.2: Товарищество новой драмы. Создание Студии на Поварской. Лето 1903 - весна 1905, Мейерхольд, В. Э., 2006
  • В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т.3: Студия на Поварской. Май - декабрь 1905, , 2010
  • Грани "несчастного сознания" : театр, проза, филос. эссеистика, эстетика Альбера Камю, Великовский, С. И., 1973
  • Европейская культура: XXI век, Водопьянова, Е. В., 2013
  • Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. : очерки, Давыдова, М. Ю., 2001
  • Мейерхольд, Рудницкий, К. Л., 1981
  • Русский авангард: границы искусства, Бобринская, Е., 2006
  • Театр - пространство - тело - диалог : исследования в современном театре, , 2017
  • Театр и его двойник, Арто, А., 2019
  • Театр и зрители : отечественный театр в системе отношений сцены и публики: советский театр, 1917 - 1991, Дмитриевский, В. Н., 2013
  • Театр на Таганке: 68-й и другие годы, Аксенова, Г. Г., 1991
  • Театр художника. Истоки и начала, Березкин, В. И., 2006