• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экспертные сообщества и власть

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен процессам влияния носителей экспертного знания на принятие политических решений. В первом разделе курса рассматриваются различные типы экспертизы, модели взаимодействия экспертного сообщества и власти, а также анализируются научные дискуссии на эту тему, которые ведутся как в зарубежной, так и в российской научной литературе. Второй раздел посвящен структурам, в которым работают носители экспертного знания – академическим институтам, аналитическим центрам внутри университетов, а также независимым «фабрикам мысли» (в частности – РЭНД корпорэйшн, фонд «Наследие» в США, Чатем-хаус в Великобритании, институты РАН, фонд ИНДЭМ, ЦСР, ЭИСИ в России) . Сравнивается зарубежный опыт развития этих структур и российский опыт последних тридцати лет. В третьем разделе рассматриваются результаты наших исследований практик взаимодействия экспертов и власти в процессе принятия политико-управленческих решений в России как на федеральном, так и на региональном уровне, включая и деятельность общественно-консультативных советов при органах исполнительной власти. При этом рассматриваются проблемы. Четвертый, заключительный раздел посвящен анализу основных проблем экспертного обеспечения деятельности власти, в частности, различие функционала нормативной экспертизы и экспертного сопровождения политико-управленческих решений, а также проблемы ответственности экспертов перед заказчиком, научным сообществом и гражданским обществом. Курс основан на материалах монографий • Сунгуров А. Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 383 с. – (Политология России). • Сунгуров А. Ю. Экспертные сообщества и власть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с существующими сегодня подходами к пониманию закономерностей деятельности экспертного сообщества, его взаимодействия в органами власти, а также академическим сообществом и с гражданскими организациями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные теоретические подходы современной политологии в области функций экспертных сообщества и моделей их взаимодействия с властью
  • использует понятийный аппарат политологии для анализа социально-политических процессов, связанных с участием экспертного сообщества в процессах подготовки и реализации политико-управленческих решений
  • знает основные принципы деятельности международных и российских Фабрик мысли
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эксперты и экспертная деятельность. Введение в понятия. Процессы подготовки и принятия политико-управленческих решений и роль экспертного знания
  • Основные модели взаимодействия экспертного сообщества и власти
  • Понятие Фабрик мысли, их разновидности и решаемые ими функции
  • Развитие фабрик мысли в России, в США, странах ЕС и в странах Востока
  • Взаимодействие экспертных сообществ с органами государственной власти в современной России на федеральном и региональном уровнях.
  • Взаимодействие экспертных сообществ с академическим сообществом и с организациями гражданского общества
  • Особенности взаимодействия экспертных сообществ и власти в ходе как нормативной экспертизы, так и непосредственного участия экспертов в выработке политико-управленческих решений
  • Существующие проблемы во взаимодействии экспертов и власти и пути их решения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторный контроль
    Аудиторный контроль осуществляется на семинарах в форме оценки докладов студентов и выполненных ими текущих проверочных работ.
  • неблокирующий Текущий контроль (домашнее задание)
    Текущий контроль включает в себя домашнее задание - объем – 3000-5000 слов, т.е. примерно 12 страниц (12 шрифт, Times New Roman, 1,5 интервала, стандартные поля). Без сданного в установленный срок домашнего задания студент к экзамену не допускается.
  • неблокирующий Итоговый контроль (устный экзамен)
    Экзамен будет проводиться в виде устных ответов на вопросы. Экзамен обязателен для студентов, накопивших оценку ниже 8. При выставлении оценки за экзамен учитывается, насколько студент способен выделять модели взаимодействия экспертного сообщества и власти, разбирается в основных формах деятельности Фабрик мысли, а также видит существующие проблемы в практиках взаимодействия экспертного сообщества и власти.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях и правильность решения поставленных задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, а именно – правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полноту освещения темы, которую студент готовит . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1*Отекущий + k2* Оауд , где: Оауд - оценка работы студента в аудитории: качество его работы на семинарах, включая сделанные сообщения и участие в обсуждениях; k1 = 30% = 0,3 k2 = 20% = 0,2 Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = n1•Од.з. где: Оконтр - выполнение домашнего задания; N1 = 50% = 0,5 Формула оценивания: Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = k1* Онакопл + k2 *•Оэкз где: k2 = 30% =0,3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как возникают политические инновации: "фабрики мысли" и другие институты - медиаторы, Сунгуров, А. Ю., 2015
  • Экспертные сообщества и власть, Сунгуров, А. Ю., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David Levi-Faur. (2012). The Oxford Handbook of Governance. OUP Oxford.
  • Бубнова Наталия Игоревна. (n.d.). «Мозговые центры» как актор современной политики.
  • МЕДУШЕВСКИЙ Н.А. (2010). Аналитические центры в политическом процессе: американская модель «Фабрик мысли» и ее функционирование за пределами США.
  • Фабрики мысли, Диксон, П., 2004
  • Экспертократия. Управление знаниями : производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма, Ашкеров, А., 2009