• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Актуальные вопросы исследований стран Азии и Африки

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Аспектированно курс состоит из региональных блоков, охватывающих макрорегион Африки, макрорегион Большого Ближнего Востока (арабские страны, Турция, Иран, Афганистан), макрорегионов Восточной и Юго-Восточной Азии. В курсе затрагиваются такие проблемные методологические блоки, как формирование региональных и субрегиональных политических систем, проблемы политической, культурной, религиозной и этнической идентификации и самоидентификации макросоциальных групп (страна - субрегион - регион). Авторы курса при рассмотрении региональных проблем делают особый акцент на конфликтогенные геополитические зоны, проблемы региональной безопасности и пути их решения, межрегиональные и мультирегиональные кросс-культурные коммуникации, цивилизационные аспекты современного регионального и межрегионального взаимодействия, влияние процессов глобализации и глокализации на отдельные личности, социумы, макросоциальные группы людей афро-азиатского ареала. Текущий контроль включает в себя проведение 3 контрольных тестов, задания Bullet Point по разделу "Ближний Восток", формат проведения экзамена – тестирование по содержанию всех прослушанных лекций. Лекции проводятся в онлайн формате, точная ссылка на платформу занятия будет отображена в РУЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного курса - представить студентам современные концепции развития основных регионов Азии и Африки в контексте глобального мировидения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Быть готовыми к осуществлению аналитической деятельности в широком спектре областей политической, социальной и культурной жизни стран Азии и Африки.
  • Использовать методы современного социо-культурного, прежде всего кросс-культурного анализа в контексте региональных, межрегиональных и мультирегиональных коммуникаций, выявлять и уметь вербально формулировать ключевые проблемы, влияющие на развитие конкретных стран и регионов.
  • Осознавать, понимать и адекватно оценивать фундаментальные тенденции в процессах глобализации применительно к азиатским и африканским странам.
  • Совмещать в рамках индивидуального мировоззрения антропологический, страноведческий, региональный ракурс рассмотрения актуальных вызовов современности, уметь применять соответствующий методологический инструментарий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Африка: Е.И. Зеленев
  • Раздел 2. Ближний Восток: И.А. Матвеев
  • Раздел 3. Иран и Турция: А.К. Алексеев
  • Раздел 4. КНР: А.Н. Карнеев, В.Я. Портяков
  • Раздел 5. Республика Корея: Н.Н. Ким, Ж.Г. Сон
  • Раздел 5. Республика Корея: Н.Н. Ким, Ж.Г. Сон (продолжение).
  • Раздел 6. Япония: С.В. Гришачев
  • Раздел 6. Япония: С.В. Гришачев (продолжение)
  • Раздел 7. Юго-Восточная Азия: Н.В. Григорьева
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольный тест №1
    Контрольный тест пишется в конце каждого из 3х тематических блоков: 1 блок – разделы Африка, Ближний Восток, Иран и Турция; 2 блок – Республика Корея, Япония, ЮВА; 3 блок – Китай. Контрольный тест представляет собой прохождение тестирования в SmartLMS, состоящее из 10-15 вопросов формата множественный выбор (выбор 1 правильного ответа из 4 предложенных). Время ответа – 20 минут. *Контрольный тест №1 включает в себя только разделы Африка, Иран и Турция 1 тематического блока.
  • неблокирующий Контрольный тест №2
    Контрольный тест пишется в конце каждого из 3х тематических блоков: 1 блок – разделы Африка, Ближний Восток, Иран и Турция; 2 блок – Республика Корея, Япония, ЮВА; 3 блок – Китай. Контрольный тест представляет собой прохождение тестирования в SmartLMS, состоящее из 10-15 вопросов формата множественный выбор (выбор 1 правильного ответа из 4 предложенных). Время ответа – 20 минут. *Контрольный тест №1 включает в себя только разделы Африка, Иран и Турция 1 тематического блока.
  • неблокирующий Контрольный тест №3
    Контрольный тест пишется в конце каждого из 3х тематических блоков: 1 блок – разделы Африка, Ближний Восток, Иран и Турция; 2 блок – Республика Корея, Япония, ЮВА; 3 блок – Китай. Контрольный тест представляет собой прохождение тестирования в SmartLMS, состоящее из 10-15 вопросов формата множественный выбор (выбор 1 правильного ответа из 4 предложенных). Время ответа – 20 минут. *Контрольный тест №1 включает в себя только разделы Африка, Иран и Турция 1 тематического блока.
  • неблокирующий Bullet Point по разделу "Ближний Восток"
    1. Проводится два контрольных письменных теста-среза (для каждой лекции по отдельности). 2. Каждый тест подразумевает написание слушателем в индивидуальном порядке (на компьютере или от руки) 10 контрольных пунктов (bullet points) по теме теста. 3. Время на выполнение задания - 25 минут. Далее выполненное задание должно быть направлено преподавателю по электронной почте. Задержка до 10 минут ведет к снижению оценки на 5 процентов. При задержке свыше 10 минут работы не принимаются. 4. Наличие большего или меньшего числа пунктов влияет на итоговую оценку (минус 5 процентов за каждый лишний или недостающий пункт). Тема теста совпадает с темой соответствующей лекции. 5. Каждый bullet point состоит из двух или трех сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. Использование слишком кратких предложений влияет на оценку (минус 5 процентов за каждый неправильно оформленный пункт). 6. Пункты выстраиваются по степени значимости (определяется слушателем), от самых важных к менее значимым. При этом слушатель по требованию преподавателя обязан аргументированно обосновать выбранный им порядок расположения пунктов. В противном случае оценка снижается (единовременно минус 5 процентов). 7. При составлении пунктов слушатель обязан аргументированно дать две ссылки на самостоятельно прочитанный материал (обязательную литературу, ссылки также на дополнительную литературу приветствуются). Ссылка должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления сносок ГОСТ Р 7.0.5-2008. Отсутствие ссылок - единовременно минус 5 процентов. Неправильно оформленные ссылки (минус 2.5 процента за каждую). 8. Один пункт должен быть оформлен с использованием метода визуализации (в виде небольшой таблицы, диаграммы, графика). При несоблюдении этого требования оценка единовременно снижается на 5 процентов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационный тест пишется в конце 2 модуля. Экзамен представляет собой прохождение теста в SmartLMS, состоящий из 40-45 вопросов формата множественный выбор (выбор 1 правильного ответа из 4 предложенных). Время ответа – 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.15 * Контрольный тест №1 + 0.4 * Экзамен + 0.05 * Bullet Point по разделу "Ближний Восток" + 0.2 * Контрольный тест №2 + 0.2 * Контрольный тест №3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abrahamian, E. (2008). A History of Modern Iran. Cambridge University Press.
  • Phillips, D. L. . V. aut. (2017). An uncertain ally Turkey under Erdogan’s dictatorship David L. Phillips.
  • Suh, J.-J. (2010). Truth and Reconciliation in South Korea. Critical Asian Studies, 42(4), 503–524. https://doi.org/10.1080/14672715.2010.515386
  • Дьячков Илья Владимирович. (n.d.). Историческая память и политика: проблема «женщин для утешения» в современных южнокорейско-японских отношениях.
  • Евгений Ильич Зеленев, & Мария Алексеевна Солощева. (n.d.). Китайское Проникновение В Африку: Сравнительно-Историческая Ретроспектива.
  • Кирюшина, Ю. (2011). Нематериальное Культурное Наследие Актуальное Понятие Современности. ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2–1.
  • Ковригин, Е. (2012). Китайско-Японские Отношения Через Призму Официальной Помощи Развитию (Опр) В 1980–2000-Х Годах. Япония. Ежегодник, 41.
  • Кульнева Полина Викторовна. (n.d.). Японская агрессия в Китае и чувство вины.
  • Нелидов Владимир Владимирович. (n.d.). Новая неопределённость в российско-японских отношениях.
  • Стрельцов Дмитрий Викторович. (n.d.). «Дипломатия извинений» во внешней политике послевоенной Японии.
  • Стрельцов, Д. (2014). Проблемы Исторического Прошлого В Послевоенных Отношениях Японии Со Странами Восточной Азии. Япония. Ежегодник, 43.
  • Территориальный вопрос в Афро-Азиатском мире : монография / под редакцией Д. В. Стрельцова. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 319 с. — ISBN 978-5-7567-0705-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68734 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Acharya, A. (2013). The Making of Southeast Asia : International Relations of a Region (Vol. Reprint ed). Singapore: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671333
  • Bak, S. (2015). Similarities and Differences among Intangible Cultural Heritages. Asian Journal of Humanities and Social Studies; Vol. 3 No. 1 (2015): February 2015 ; 2321-2799.
  • Hodzi, O. V. (DE-588)1166916340, (DE-627)1030806284, (DE-576)510965946, aut. (2019). The End of China’s Non-Intervention Policy in Africa by Obert Hodzi.
  • Homa Katouzian, & Hossein Shahidi. (2008). Iran in the 21st Century : Politics, Economics & Conflict. Routledge.
  • Hun Joon Kim. (2012). Local, National, and International Determinants of Truth Commission: The South Korean Experience. Human Rights Quarterly, 34(3), 726–750. https://doi.org/10.1353/hrq.2012.0058
  • Lynn Meskell. (2015). Global Heritage : A Reader. Wiley-Blackwell.
  • Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights on the human rights situation and the activities of her office, including technical cooperation, in Nepal Human Rights Council, fourth session, item 2 of the provisional agenda ; implementation of General Assembly Resolution 60/251 of 15 March 2006 entitled “Human Rights Council.” (2007).
  • Tanudirjo, D. A. (2013). Changing perspectives on the relationship between heritage, landscape and local communities: A lesson from Borobudur. ANU Press. https://doi.org/10.22459/ta36.12.2013.05
  • Кульнева Полина Викторовна. (n.d.). Место исторической памяти в восприятии Китая японским обществом.
  • Перминова Вера Александровна. (n.d.). Историческая память на Тайване и её влияние на отношения Токио и Тайбэя при президенте Ма Инцзю (2008-2016 гг.).
  • Стрельцов Дмитрий Викторович. (n.d.). Память о войне как самостоятельный фактор в отношениях Японии со странами-соседями: к 75-летней годовщине капитуляции Японии.