• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Медицинская география

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на получение знаний о базовых концепциях географии болезней (нозогеографии), медицинского страноведения и медицинского ландшафтоведения и практических навыков в области мониторинга окружающей среды с точки зрения охраны здоровья населения. Дисциплина предназначена для студентов третьего курса, знающих основы физической и социально-экономической географии, базовые основы биологии и биогеографии и экологии. Курс состоит из нескольких разделов: Введение в медицинскую географию; теория и методология исследований медицинской географии; факторы внешней среды и их влияние на человека; распространение болезней, вызываемых живыми возбудителями; характеристика медико-географических регионов России. Знания и умения, полученные студентами при изучении этой дисциплины, будут востребованы при изучении предметов, связанных с биологией, экологией человека, экологическим картографированием, написания курсовых и квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение знаний о влиянии особенностей географической среды на здоровье человека, а также закономерностях географического распространения болезней и других патологических состояний человека
  • получение представления о природных и социально-экономических факторах, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье населения
  • овладение методами анализа и оценки состояния окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье населения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • применяет базовые категории медицинской географии для решения задач экологии человека
  • владеет методами и инструментами оценки качества здоровья населения и комфортности природной среды для его проживания
  • применяет знания о природных и социально-экономических факторах, оказывающих влияние на здоровье населения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в медицинскую географию
  • Теория и методология исследований медицинской географии
  • Основные понятия эпидемиологии
  • Картографический метод исследований в медицинской географии
  • Факторы риска окружающей среды для здоровья человека. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.
  • Комфортность среды и методы ее оценки.
  • Эколого-географические особенности болезней, вызываемых живыми возбудителями
  • Природная очаговость болезней
  • Урбанизация и ее влияние на здоровье человека
  • Медико-географическая характеристика регионов России и мира
  • Медико-географические аспекты охраны природы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым текстам и источникам и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) короткие (5–7 минут) доклады, освещающие один из вопросов, по желанию - с презентацией, 2) активное индивидуальное участие в обсуждении сделанных докладов. Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни - то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание включает в себя набор задач, самостоятельно решаемых студентами. По домашнему заданию оформляется отчет в письменном виде. Отчет должен включать решения задач, оформленные студентами. График сдачи домашних заданий устанавливается преподавателем, ведущим семинар.
  • неблокирующий Практическая работа
    Практические работы являются неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков обработки и визуализации данных медицинской статистики в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. Кроме того, часть практических работ направлена на приобретение навыков анализа медико-географических карт различных типов и оценки на их основе медико-экологической и эпидемиологической обстановки в регионах разных пространственных уровней. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными статистики и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы.
  • блокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в виде тестирования и имеет блокирующий характер (блокирует все). Контрольная работа состоит из 10 вопросов, среди которых есть как открытые, так и закрытые.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме тестирования. Экзаменационный билет содержит 5 вопросов из разных тем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинаре + 0.6 * Экзамен + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Практическая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Эпидемиология : учебник / О. Л. Мазина, А. В. Хаперсков, О. В. Каменева [и др.] ; под ред. Н. П. Мамчика. — Москва : КноРус, 2022. — 292 с. — ISBN 978-5-406-08646-9. — URL: https://book.ru/book/942800 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Борисова, Т. Н.  Медицинская генетика : учебное пособие для вузов / Т. Н. Борисова, Г. И. Чуваков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07338-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470342 (дата обращения: 28.08.2023).