• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Философия науки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Прикладная математика и информатика)
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавра образовательной̆ программы "Физика", "Прикладная математика и информатика", "Программная инженерия". Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Студенты будут изучать отношения между восприятиями, моделями и теориями в контексте научных исследований, а также различные логические объяснения этих отношений. Особое внимание будет уделено использованию различных видов доказательств для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом различных этапов научного метода, в первую очередь в физике. На примере конкретных физических теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты. Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий, а также о философских проблемах современной физики и различных подходах к их решению. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями: способностью критически воспринимать и структурировать информацию; способностью ясно и аргументированно излагать результаты своей мыслительной деятельности; умение работать с научными и философскими текстами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов систематического представления и навыков критического рассуждения об этапах научного исследования, о философской интерпретации проблем научной методологии, об историческом развитии науки и ее философских оснований, о социальной размерности естественнонаучного знания, а также об особенностях современного состояния науки.
  • Формирование у студентов систематического представления об эволюции и современном состоянии онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
  • Имеет представление об особенностях современного состояния науки и современной научной картины мира.
  • Ориентируется в естественнонаучных теориях прошлого и их связи с философскими концепциями. Знает онтологические и эпистемологические основания фундаментальных физических теорий и их связь с философскими программами.
  • Применяет основные положения философии науки к критическому анализу и интерпретации современных научных достижений, излагаемых в научных и философских текстах. При этом отличает научное исследование от философского анализа, а модель и формализм теории от их интерпретации.
  • Умеет критически анализировать все этапы научного метода, в частности: выдвижение гипотез, создание моделей, интерпретацию результатов экспериментов, проверку на совместимость с моделями и онтологиями различных теорий, объяснение и критику.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Дискуссия об источниках и основаниях достоверного знания.
  • Научные теории и эксперимент. Позитивизм.
  • Критика верификации и индукции К. Поппером. Проблема демаркации.
  • Экспериментальное подтверждение гипотез.
  • Научный реализм и анти-реализм.
  • Математика в естественных науках.
  • Научное объяснение.
  • Модели динамики науки. Научные революции и несоизмеримость.
  • Эволюция оснований физических парадигм от механистической до квантовой.
  • Социокультурная детерминация научного познания.
  • Наука и ценности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1. Посещение и активная работа на семинарах
  • неблокирующий 2. Контрольная работа
  • неблокирующий 3b. Реферат
  • неблокирующий 3a. Доклад
    Доклады делаются на семинарах 2 модуля.
  • неблокирующий 3c. Домашние задания
    Даются семинаристом для компенсации пропусков семинаров или для получения дополнительных баллов.
  • неблокирующий 4. Письменный экзамен
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Тест
    Тесты по пройденным темам проводятся во время занятий. Оценки за каждый тест приводятся к 10 баллам и суммируются. Результаты тестов онлайн курса в оценку не входят (https://openedu.ru/course/mipt/PHILTECH/).
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется в Google-форме не позднее 9:00 дня семинара и состоит из открытых вопросов по заданным текстам. Вместо домашнего задания можно сделать доклад с презентацией по тексту из дополнительной литературы к семинару, в этом случае засчитывается оценка за доклад.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен проводится по всем темам прослушанного курса. Студент получает два вопроса из списка. Время на подготовку – не менее 30 минут. Можно пользоваться литературой и материалами курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.21 * Семинары + 0.24 * Домашнее задание + 0.15 * Тест + 0.4 * Экзамен

Авторы

  • Князева Елена Николаевна
  • Терехович Владислав Эрикович