Бакалавриат
2022/2023
Философия науки
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Прикладная математика и информатика)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Карпенко Иван Александрович,
Князева Елена Николаевна,
Кузин Иван Александрович,
Литвин Татьяна Валерьевна,
Парамонов Андрей Альбертович,
Терехович Владислав Эрикович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавра образовательной̆ программы "Физика", "Прикладная математика и информатика", "Программная инженерия". Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Студенты будут изучать отношения между восприятиями, моделями и теориями в контексте научных исследований, а также различные логические объяснения этих отношений. Особое внимание будет уделено использованию различных видов доказательств для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом различных этапов научного метода, в первую очередь в физике. На примере конкретных физических теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты.
Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий, а также о философских проблемах современной физики и различных подходах к их решению.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями: способностью критически воспринимать и структурировать информацию; способностью ясно и аргументированно излагать результаты своей мыслительной деятельности; умение работать с научными и философскими текстами.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов систематического представления и навыков критического рассуждения об этапах научного исследования, о философской интерпретации проблем научной методологии, об историческом развитии науки и ее философских оснований, о социальной размерности естественнонаучного знания, а также об особенностях современного состояния науки.
- Формирование у студентов систематического представления об эволюции и современном состоянии онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий.
Планируемые результаты обучения
- Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
- Имеет представление об особенностях современного состояния науки и современной научной картины мира.
- Ориентируется в естественнонаучных теориях прошлого и их связи с философскими концепциями. Знает онтологические и эпистемологические основания фундаментальных физических теорий и их связь с философскими программами.
- Применяет основные положения философии науки к критическому анализу и интерпретации современных научных достижений, излагаемых в научных и философских текстах. При этом отличает научное исследование от философского анализа, а модель и формализм теории от их интерпретации.
- Умеет критически анализировать все этапы научного метода, в частности: выдвижение гипотез, создание моделей, интерпретацию результатов экспериментов, проверку на совместимость с моделями и онтологиями различных теорий, объяснение и критику.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Дискуссия об источниках и основаниях достоверного знания.
- Научные теории и эксперимент. Позитивизм.
- Критика верификации и индукции К. Поппером. Проблема демаркации.
- Экспериментальное подтверждение гипотез.
- Научный реализм и анти-реализм.
- Математика в естественных науках.
- Научное объяснение.
- Модели динамики науки. Научные революции и несоизмеримость.
- Эволюция оснований физических парадигм от механистической до квантовой.
- Социокультурная детерминация научного познания.
- Наука и ценности.
Элементы контроля
- 1. Посещение и активная работа на семинарах
- 2. Контрольная работа
- 3b. Реферат
- 3a. ДокладДоклады делаются на семинарах 2 модуля.
- 3c. Домашние заданияДаются семинаристом для компенсации пропусков семинаров или для получения дополнительных баллов.
- 4. Письменный экзамен
- Семинары
- ТестТесты по пройденным темам проводятся во время занятий. Оценки за каждый тест приводятся к 10 баллам и суммируются. Результаты тестов онлайн курса в оценку не входят (https://openedu.ru/course/mipt/PHILTECH/).
- Домашнее заданиеВыполняется в Google-форме не позднее 9:00 дня семинара и состоит из открытых вопросов по заданным текстам. Вместо домашнего задания можно сделать доклад с презентацией по тексту из дополнительной литературы к семинару, в этом случае засчитывается оценка за доклад.
- ЭкзаменУстный экзамен проводится по всем темам прослушанного курса. Студент получает два вопроса из списка. Время на подготовку – не менее 30 минут. Можно пользоваться литературой и материалами курса.