Бакалавриат
2022/2023
Язык современных медиа: от канцелярита до молодежного сленга
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Язык (и медиа, в том числе) – быстро меняющийся феномен. Не в последнюю очередь изменения происходят благодаря расширению публичной сферы и информационного пространства. Сегодня в медиасреде можно обнаружить следы самых разных дискурсов и нарративов, норм и нишевых вариаций социолектов, и профессионал должен быть готов к работе с самыми разными лингвистическими и экстралингвистическими особенностями. В рамках курса мы будем рассматривать язык вообще и язык медиа как репрезентацию этих норм и вариативностей с тем, чтобы выявить как разные форматы репрезентации этих феноменов (канцелярит и сленг) используются в медиа, с какими эффектами, в языковых и социальных ситуациях. В конечном итоге студенты, освоившие курс, будут в большей степени свободны в использовании многообразного речевого репертуара медиа и, соответственно, более способны к успеху в профессии.
Цель освоения дисциплины
- Характеристика современного языка (и его медийных «проявлений» как меняющегося феномена)
- Обретение навыка анализа вариативной языка – социолектов.
- Различение «эффективных» социолектов в языковых и социальных ситуациях.
- Овладение умением пользоваться полученным знанием и аналитическими навыками для решения ключевых проблем журналистики.
Планируемые результаты обучения
- Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей лингвистики, филологии и журналистики.
- Изучает теории вариативностей языка и примеры вариативностей (канцелярит).
- Практикует методы анализа высказывания как коммуникативной ситуации.
- Практикует методы дискурс-анализа.
- Работает с медиатекстами, в которых репрезентирован феномен.
- Самостоятельно анализирует медиатексты.
Содержание учебной дисциплины
- Как меняется язык и что с ним будет дальше
- Теория дискурса: язык и нечто большее
- Язык и текст
- Что такое канцелярит?
- Молодежный сленг как социолект
- Язык и система репрезентаций: как и о чем мы говорим
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Эссе (в формате case study) + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Презентация (в формате печи-кучи)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11621-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445761 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кузьмина, Н. А. Современный медиатекст : учебное пособие / Н. А. Кузьмина. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-9765-1668-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72767 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.