• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Этика бизнеса и КСО

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО)
  • • познакомить с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО) в контексте решения задач управленческой деятельности
  • • анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО,
  • • представить «лучшие» и «худшие» практики международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО
  • • выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России,
  • • представить перечень и обсудить барьеры и возможности стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России
  • • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды
  • • формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов
  • • осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает причины и контекст возникновения концепций этики бизнеса и КСО
  • знает содержание международных стандартов нефинансовой отчетности и ESG
  • называет конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая свою деятельность с учетом подходов этики, КСО, устойчивости и ESG
  • объясняет и иллюстрирует соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
  • объясняет использование модели принятия решений для ситуаций ценностных конфликтов и этических дилемм на рабочем месте
  • представляет этические вопросы и этические нарушения в практике бизнеса и дает оценку последствий организационно-управленческих решений с учетом их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды
  • соотносит важнейшие этические теории с основаниями принятий решений в практических ситуациях в компаниях
  • соотносит представленность интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО компаний
  • соотносит свои действия с концепциями этики бизнеса, КСО и устойчивости, иллюстрирует примерами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
  • Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
  • Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
  • Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
  • Тема 5. Управление этикой в организации
  • Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
  • Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
  • Тема 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
  • Тема 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
  • Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар 1
  • неблокирующий Семинар 2
  • неблокирующий Семинар 3
  • неблокирующий Семинар 4
  • неблокирующий Семинар 5
  • неблокирующий Эссе 1
    Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по фильму "A Life on our Planet" ["Жизнь на нашей планете"] (2020). Доступ по ссылке: https://w140.zona.plus/movies/devid-attenboro-zhizn-na-nashei-planete
  • неблокирующий Тест 1
    Тест проводится во время одной из лекций. Тест включает 10 вопросов с множественным выбором по изученным на предшествующих лекционных занятиях темам. Продолжительность выполнения теста составляет 10 минут.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест проводится во время одной из лекций. Тест включает 10 вопросов с множественным выбором по изученным на предшествующих лекционных занятиях темам. Продолжительность выполнения теста составляет 10 минут.
  • неблокирующий Эл. портфолио
    Использование современной фотографии для выработки устойчивого мышления по ЭБиКСО. Этот учебный инструмент представляет собой созерцательный художественный проект, который состоит из электронного портфолио цифровых фотографий и рефлексивных эссе к ним. Этот проект направлен на то, чтобы: • Развить устойчивое мышление по ЭБиКСО - интегративное мышление (знания), мировоззрение (ценности) и действия (компетентность). • Стать эстетически восприимчивыми и улучшить свои наблюдательные навыки и творческие способности. • Развить способность уделять пристальное внимание процессу построения более прочных и значимых отношений с миром, природой и другими живыми видами. Пошаговое руководство Электронное портфолио (далее «Электронное портфолио») разработано как индивидуальное проектное задание, которое направлено на развитие творческого мышления с помощью изобразительного искусства и повышение осознанности о социальных процессах и окружающей среде. Четыре ключевые темы электронного портфолио: «универсальная этика», «прикладная этика», «устойчивость», «системная перспектива». Общая структура и процесс создания, представления и оценки электронного портфолио изложены в следующем списке. Подготовка к проекту электронного портфолио: ● Прочтите книгу Хоффмана о созерцательной фотографии 2014 года «Фотография как медитация» (доступна в директории с материалами курса). ● Найдите время, чтобы изучить профессионально выполненные созерцательные фотографии, посетив МАММ, Центр фотографии имени братьев Люмьер в Москве или аналогичные местные музеи, или изучите публикации профессиональных созерцательных фотографов в социальных сетях по Вашему выбору. Домашняя подготовка: Задание на создание электронного портфолио из созерцательных фотографий (выполняется индивидуально). Часть 1. Пролог (1-2 страницы - шрифт Times New Roman, 1 межстрочный интервал) • Опишите общее содержание электронного портфолио на основе четырёх ключевых разделов курса «Универсальная этика», «Прикладная этика», «Устойчивость», «Системная перспектива» и напишите краткое введение к Вашим собственным фотографиям (подход, который Вы использовали для создания связного художественного проекта, и Ваше понимание темы через созерцательную фотографию в качестве инструмента). Часть 2. 20 фотографий ● Предоставьте 20 цифровых фотографий, сделанных на камеру, – по 5 на каждый из четырёх разделов курса – с сопроводительной информацией (т.е. с заголовком, датой, местом и коротким описанием в одно-два предложения её сути). Навыки профессиональной фотосъёмки не являются обязательным условием выполнения задания. В идеале фотографии должны быть сделаны Вами специально для этой задачи. Если это невозможно, Вы можете использовать фотографии из личного фотоархива. Обращаю внимание, что запрещено использовать (а) изображения из Сети Интернет, (б) сгенерированные компьютерными программами фотографии, (в) снимки экрана компьютера. Не рекомендуется использовать сделанные Вами фотографии картин или экспонатов галерей или музеев. Часть 3. Эпилог (3 страницы – 12 Times New Roman, 1 межстрочный интервал) ● Поразмышляйте над процессом концептуализации тем, фотографированием и выбором фотографий. ● Поразмышляйте над личным значением 20 фотографий и исследуйте визуальные образы с точки зрения ключевых тем: «универсальная этика», «прикладная этика», «устойчивость», «системная перспектива». Электронное портфолио (документ в формате PDF с заголовком группа_ ФИО.pdf объёмом до 25 Мбайт) необходимо отправить на указанный адрес эл. почты в установленный преподавателем срок.
  • блокирующий Экзамен
    Итоговый тест проводится в письменной форме и включает в себя закрытые вопросы с множественным выбором, вопросы по фактам (указать название модели, автора, число опций и т.д.) и вопросы повышенной сложности на решение практических ситуаций. Комментарии: В рамках курса не предусматривается освобождение студента преподавателем от прохождения экзамена с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Тест рассчитан на 60 минут.
  • неблокирующий Эссе 2
    Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по одному из предложенных к просмотру видеоматериалов на выбор студента из следующего списка: "Waste Land" ["Свалка"] (2010) или "Closing the Loop" ["Замыкая петлю"] (2019). Доступ по ссылкам: https://vk.com/video-36775937_456240401 и https://www.youtube.com/watch?v=6g0AYbEoOGk&t=8s
  • неблокирующий Эссе 3
    Письменная работа в виде эссе объёмом от 350 до 550 слов (Times New Roman, размер шрифта 12, цвет шрифта чёрный, межстрочный интервал 1, выравнивание по ширине) готовится студентами дома в установленные преподавателем сроки по одному из предложенных к просмотру видеоматериалов на выбор студента из следующего списка: "The Hedge Fund" или "The True Cost" ["Реальная цена моды"] (2015). Доступ по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=FVeLrU2W1hE и https://oum.video/videos/realnaya-cena-mody/
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.08 * Семинар 3 + 0.05 * Тест 1 + 0.05 * Тест 2 + 0.14 * Эл. портфолио + 0.08 * Семинар 1 + 0.06 * Эссе 3 + 0.08 * Семинар 2 + 0.18 * Экзамен + 0.08 * Семинар 5 + 0.08 * Семинар 4 + 0.06 * Эссе 2 + 0.06 * Эссе 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010