Бакалавриат
2022/2023
Этика бизнеса и КСО
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины
- • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО)
- • познакомить с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО) в контексте решения задач управленческой деятельности
- • анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО,
- • представить «лучшие» и «худшие» практики международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО
- • выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России,
- • представить перечень и обсудить барьеры и возможности стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России
- • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды
- • формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов
- • осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению
Планируемые результаты обучения
- знает причины и контекст возникновения концепций этики бизнеса и КСО
- знает содержание международных стандартов нефинансовой отчетности и ESG
- называет конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая свою деятельность с учетом подходов этики, КСО, устойчивости и ESG
- объясняет и иллюстрирует соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
- объясняет использование модели принятия решений для ситуаций ценностных конфликтов и этических дилемм на рабочем месте
- представляет этические вопросы и этические нарушения в практике бизнеса и дает оценку последствий организационно-управленческих решений с учетом их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды
- соотносит важнейшие этические теории с основаниями принятий решений в практических ситуациях в компаниях
- соотносит представленность интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО компаний
- соотносит свои действия с концепциями этики бизнеса, КСО и устойчивости, иллюстрирует примерами
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
- Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
- Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
- Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
- Тема 5. Управление этикой в организации
- Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
- Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
- Тема 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
- Тема 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
- Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
Элементы контроля
- Оценка за промежуточные тестыПромежуточные тесты проводятся онлайн во время лекционных занятиях, следующих за разбором пройденной темы. 3 теста по 10 вопросов с вопросами с множественным выбором и вопросами повышенной сложности - продолжительность работы по 10 минут в Microsoft Form / MS Teams.
- Оценка за работу на семинарских занятиях и творческое задание1. На презентации должны присутствовать и участвовать в ней все члены команды. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) оценка члену команды будет проставлена. В ином случае эта работа засчитана не будет. При опоздании студента на семинар в активном формате более чем на 15 минут, студент не допускается на занятие, но может участвовать в аналогичном семинаре с другой группой (преподаватель ставится в известность). 2. Оценка, полученная подгруппой/ командой на семинаре, является одинаковой для всех участников команды. Исключения: • Премиальные баллы от 1 до 3 баллов могут быть выставлены студентам с активной позицией (выступление в роли спикеров, задающих вопросы, экспертов, судей) по оценке судей и ведущего, а также студентам – командам, ставших лидерами по результатам опроса в конце семинарского занятия. • Если команда считает нужным изменить оценку какому-то члену группы (за исключительное участие), нужно в те же сутки, что прошел семинар, обратиться к преподавателю и получить его согласие/подтверждение такой возможности. 3. 6. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) студенту представляется возможность отработки задания в формате анализа трёх статей по теме семинара, выбранных из списка в команде MS Teams. Объем – 250 слов (-/+10%). Перечень семинаров в течение модуля: Семинар 1. Дебаты по Этике бизнеса (тип Интерактивный, задание – коллаж и защита позиции "За" или "Против" путем ответов на один из вопросов списка) Семинар 2. Этические дилеммы (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - решение кейса) Семинар 3. Профессиональные и Корпоративные кодексы (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - решение кейса) Семинар 4. Антикоррупционные инструменты (тип Интерактивный: решение кейсов по компаленс) Семинар 5. Ответственное поведение компаний в России (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - анализ с последующей защитой одной из тем). Для дистанционных студентов будет организован отдельный трэк в процессе обучения с учетом онлайн формата. Для интерактивных семинаров (1 и 4) разработаны специальные задания (выполняются в те же сроки, что занимается по расписанию студенческая группа, оцениваются преподавателем дистанционно) и не требуется подключения онлайн к этим семинарским занятиям. Для аналитических семинаров (2,3,5) предусмотрена возможность подключения дистанционно (стрим, преподаватель в зоне камеры) с защитой своего решения на группе и возможностью задать вопросы другим группам в чате - Творческое домашнее задание для получения оценки 9 и 10 баллов – «Электронное портфолио» (ЭП)
- Итоговый (экзаменационный) тестТест проводится онлайн в Start Exam без прокторинга, состоит из 20 вопросов (без опции возврата к предыдущим разделам), рассчитан на 60 минут и имеет блокирующий характер.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Оценка за промежуточные тесты + 0.5 * Оценка за работу на семинарских занятиях и творческое задание + 0.3 * Итоговый (экзаменационный) тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
- Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
- Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010