• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Междисциплинарные методы анализа языка и культуры

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Науки об обществе, языке и культуре больше не получается разделить между собой: множество вопросов и проблем требуют взаимодействия между лингвистикой, философией, антропологией и когнитивными науками. Какими правилами пользуются люди при коммуникации? Чем вопрос «Не могли бы Вы передать мне соль?» не похож на вопрос? Как говорящий выбирает обращаться к собеседнику на ты или на Вы? Насколько метафоричен наш повседневный язык? Влияет ли язык на мышление или наоборот? В рамках курса мы обсудим эти и другие вопросы. Студенты познакомятся с основами анализа языка и культуры: грайсианской прагматикой, когнитивной лингвистикой, теорией речевых актов, теорией вежливости и основами лингвистической антропологии. Полученные знания в дисциплинах, изучающих устройство человеческой коммуникации и языкового значения, могут пригодиться как специалистам по межкультурной коммуникации и связям с общественностью, так и при переводе художественных и публицистических текстов. Для освоения материала студентам будут предложены практические домашние задания на применение техник анализа, обсуждающихся на занятиях. Пререквизитов нет. Курс выбирается из списка научно-исследовательских семинаров. Занятия проводятся в очном формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с дисциплинами на стыке лингвистики и других когнитивных и гуманитарных наук: социолингвистикой, лингвистической антропологией, корпусной лингвистикой, цифровыми гуманитарными науками, прагматикой
  • развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата и аргументации в этих областях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми представлениями о лингвистике и ее месте среди других наук.
  • Владеть базовыми представлениями о полисемии и анализе ее в рамках когнитивной семантики
  • Владеть основами понятийного аппарата современной прагматики.
  • Знать основы неограйсианской прагматики, теории речевых актов,теории вежливости.
  • Знать основы теории вежливости.
  • Знать основы теории речевых актов.
  • Применять методы когнитивной лингвистики и лексической семантики при анализе текстов и речевых ситуаций, при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Применять методы неограйсианской прагматики при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать теорию прагматики при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Применять методы теории речевых актов при анализе речевых ситуаций.
  • Применять теорию вежливости при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать ее при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Уметь использовать данный понятийный аппарат при анализе дискурса и культуры.
  • Знать основные понятия лингвистической антропологии
  • Уметь оперировать основными понятиями лингвистической антропологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Прагматика. Элементы значения и коммуникация.
  • Полисемия и когнитивная семантика.
  • Речевые акты.
  • Вежливость.
  • Лингвистическая антропология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квиз в конце пары
    Оценка за 80% квизов, сданных на зачетную оценку, дает бонусный балл.
  • неблокирующий Домашнее задание по импликатурам и пресуппозициям
  • неблокирующий Домашнее задание по метафорам и метонимиям
  • неблокирующий Домашнее задание по теории речевых актов
  • неблокирующий Домашнее задание по теории вежливости
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    25% за каждую домашнюю работу + бонусный 1 балл, если 80% квизов сданы на оценку зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meyerhoff, M. (2018). Introducing Sociolinguistics (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875703