• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Электронная коммерция в национальном и международном деловом обороте

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Право)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Электронная коммерция в национальном и международном обороте» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов, возникающих в сфере отношений по поводу продвижения и реализации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет, а также соответствующих интернет-сделок в отношении таких объектов. Роль международного частного права (МЧП) в регулировании указанных отношений при этом объясняется тем, что интернет-отношения, как правило, не ограничены государственными границами, а субъекты электронной коммерции, предлагающие товары, работы и услуги, в условиях глобализации современного мира и роста международного общения все чаще действуют трансгранично, тем самым формируя свое присутствие сразу в нескольких юрисдикциях и неизбежно сталкиваясь с вопросами, которые являются предметом МЧП. Дисциплина ориентирована на студентов, обладающих знаниями гражданского и предпринимательского права, гражданского и арбитражного процессов, и включает в себя такие вопросы, как предмет и субъекты электронной коммерции в МЧП, основные источники правового регулирования и тенденции развития, отдельные юрисдикционные вопросы, а также особенности коллизионного и материально-правового регулирования соответствующих отношений и т.д. Дисциплина подготовлена при участии практикующих юристов – специалистов в области правового сопровождения международного развития (ЕС, ЕАЭС, азиатские страны) различных субъектов электронной коммерции – онлайн-площадок, поэтому предполагает формирование у студентов практических навыков, необходимых для юридической работы в данной сфере. В частности, студенты в ходе освоения данной дисциплины познакомятся с национальным, наднациональным и международным регулированием в области электронной коммерции, осложненной иностранным элементом, а также узнают о ключевых проблемах, возникающих в электронной коммерции в контексте МЧП. По результатам освоения дисциплины студенты научатся оценивать различные подходы применительно к правовому регулированию международных частных отношений, возникающих в области электронной коммерции, и смогут использовать полученные правовые знания для решения соответствующих практических проблем. Дисциплина предусматривает активное участие студентов в работе на семинарских занятиях, проверочную работу в форме теста, анализ кейса-эссе и устный экзамен. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные проблемы, подходы, институты, нормативное регулирование и перспективы развития в области электронной коммерции, осложненной иностранным элементом; уметь анализировать релевантную судебно-арбитражную практику; уметь формулировать исследовательский вопрос и участвовать в научных и практических дискуссиях как по проблематике дисциплины, так и по отдельным вопросам электронной коммерции и МЧП в целом; уметь анализировать частные интернет-отношения с иностранным элементом, применяя инструментарий МЧП; обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой правового регулирования электронной коммерции на национальном уровне (РФ) и наднациональных уровнях (преимущественно ЕС и ЕАЭС); формирование навыков применения норм национального законодательства, международных договоров, актов негосударственного регулирования для работы с вопросами практического характера, возникающими в сфере электронной коммерции; формирование у студентов навыков анализа юридических источников, регулирующих отношения в сфере электронной коммерции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает национальное законодательство и международные нормативные акты, регулирующие национальные и трансграничные отношения в области электронной коммерции; актуальные ключевые проблемы в области современной электронной коммерции; методы осуществления правового мониторинга субъектов права в электронной коммерческой деятельности; основную юридическую проблематику сферы электронной коммерции
  • умеет оценивать различные теоретические подходы применительно к правовому регулированию национальных и трансграничных отношений в области электронной коммерции; использовать полученные правовые знания для решения практических проблем в электронной коммерческой деятельности с применением современных информационных технологий
  • умеет анализировать и оценивать правовую ситуацию, сложившуюся в электронной коммерческой деятельности; формировать собственную позицию по вопросам из сферы электронной коммерции; анализировать положения национальных и международных нормативных актов, регулирующих отношения в области электронной коммерции, и применять их для решения практических задач в данной области
  • владеет понятийным аппаратом правового регулирования электронной коммерции в национальном и международном аспектах; приемами и методами научно-исследовательской работы, а также приемами внедрения полученных результатов исследований в практическую деятельность государственных учреждений, коммерческих организаций, международных институтов; методиками применения полученных правовых знаний в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности
  • владеет методиками экспертной оценки нормативных правовых актов национального и международного характера в области электронной коммерции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие, предмет, принципы и источники правового регулирования в сфере электронной коммерции
  • Тема № 2. Особенности регулирования отношений с потребителями (b2c)
  • Тема № 3. Реклама и интеллектуальная собственность в сфере электронной коммерции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Проверочная работа
    Проверочная работа представляет собой домашнее задание или тест на семинаре или анализ кейса – эссе или иное аналогичное задание.
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Проверочная работа + 0.4 * Устный опрос (экзамен) + 0.4 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамов, В. Ю. Практика применения норм международного частного права в коммерческих отношениях: практическое пособие : учебное пособие / В. Ю. Абрамов, Ю. В. Абрамов. — Москва : Юстицинформ, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-7205-1835-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Белов, В. А.  Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 1. Понятие и источники международного торгового права. Обычное и конвенционное (договорное) международное торговое право : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01912-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512704 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Белов, В. А.  Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 2. Частноунифицированное международное торговое право : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 426 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04389-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512705 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Белов, В. А.  Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 3. Наднациональное международное торговое право (право ЕС и ВТО) : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01914-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512706 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гетьман-Павлова, И. В.  Международное частное право : учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 489 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14605-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510535 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коммерческое право : учебник для вузов / Ю. Е. Булатецкий, И. М. Рассолов ; под редакцией С. Н. Бабурина, Н. А. Машкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14756-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510642 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Щербачева, Л. В.  Гражданско-правовое регулирование электронных торговых договоров : учебное пособие для вузов / Л. В. Щербачева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15349-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520438 (дата обращения: 28.08.2023).