Бакалавриат
2022/2023





Операционный менеджмент и управление процессами
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные данные (материалы, информацию, клиенты) в выходные (продукты, услуги, довольные клиенты). Почти все, что вас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон), создано при помощи ОМ. OM - это намного шире, чем то, что происходит на заводах таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM).
Знаете ли вы, что большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности? Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса. Добро пожаловать на этот курс и в захватывающий мир операционного менеджмента!
Цель освоения дисциплины
- Курс предоставляет студентам широкую теоретическую основу для понимания, проектирования, анализа и улучшения операционной деятельности организаций.
Планируемые результаты обучения
- Умеет выявлять потоки и анализировать процессы в организации.
- Умеет описывать операционную (производственную) систему компании.
- Умеет строить карты потока создания ценности, находить узкие места, предлагать мероприятия для улучшений.
- Рассчитывает необходимую мощность для удовлетворения спроса.
- Применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки операционной стратегии компании.
- Владеет методом А3 для решения проблем и реализации проектов операционных улучшений.
- Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем.
- Выбирает и использует основные инструменты бережливого производства для выявления потерь и повышения операционной эффективности.
- Умеет объяснить, как новые технологии и цифровизация влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины
- Процесс. Операционная система
- Поток и мощность
- Операционные стратегии
- Оргструктура
- Операционные (производственные) системы
- Управление качеством
- Операционные улучшения
- Развитие производственных систем. Практики регулярного менеджмента
- Индустрия 4.0 и будущее операционного менеджмента
Элементы контроля
- Опросы на семинарахОпросы проходят на каждом семинаре в формате устных опросов или в формате небольшого тестирования.
- Решение кейсов на семинарахНа ряде семинаров студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре. Итоговый балл складывается как сумма заработанных баллов студентом, деленная на число решаемых кейсов на семинаре.
- Проект А3Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах по согласованию с преподавателем.
- ЭкзаменЭкзамен представляет из себя тест. Вопросы могут быть трех типов: с 1 правильным ответом, с множественным выбором, открытые (задача или решение мини-кейса). Вопросы теста сформулированы на основе лекционного материала и семинаров.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Проект А3 + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Решение кейсов на семинарах + 0.1 * Опросы на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Boss: бесподобный или бесполезный : бизнес-роман, Иммельман, Р., 2019
- Великие по собственному выбору, Коллинз, Д., 2013
- Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): пер. с англ., Джордж, С., 2002
- Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
- Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства : пер. с англ., Синго, С., 2010
- Индустрия 4.0 : от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов, Шеер, А.-В., 2020
- Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
- Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
- Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
- Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021
- Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007
- Производство без потерь для рабочих, , 2020
- Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019
- Стандартизированная работа, , 2019
- Структура в кулаке : создание эффективной организации, Минцберг, Г., 2012
- Технологии Четвертой промышленной революции, Шваб, К., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Д.Лайкер - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - Издательская группа «Точка» - 2017 - ISBN: 9785961426793 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/195
- Д.Лайкер; Д.Майер - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961426779 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/64
- Коллектив авторов - Канбан и точно вовремя на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961421052 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/253
- Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070
- Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
- Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технологии Учебное пособие / Лайкер Д.К., Морган Д.М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) ISBN 978-5-9614-0571-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923873