• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Использование параданных в методологии социальных наук

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Лебедев Даниил Вадимович
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данной дисциплины является общее представление о параданных и некоторых потенциальных возможностях их применения. Дисциплина сфокусирована на формировании типологии с учетом разных оснований для разделения параданных, описании сфер использования параданных в исследовательской практике и описании специфики параданных и трудностей их сбора. Особый акцент будет сделан на анализе перспективных направлений исследований, связанных с разработкой методов анализа и применения параданных в практике и методологической теории, описании возможностей сбора параданных
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с параданными - их определением и типами
  • Умение встраивать возможности использования параданных в когнитивные модели поведения респондентов в процессе заполнения опроса
  • Умение оценивать смещения в полученных данных с использованием параданных
  • Применять полученные знания о теоретической и методологической встроенности параданных в модель общей ошибки исследования и когнитивные теории поведения респондента при заполнении опроса в собственном исследовании
  • Интегрировать теоретические и практические знания, связанные с параданными для оценки качества дизайна исследования на основе полученных данных онлайн опроса, к собственному исследованию
  • Представлять результаты работы по оценке потенциальных смещений с использованием разных типов параданных и их совмещения для оценки качества и корректировки дизайна исследования
  • Применять знания для проведения исследований в рамках исследований методологии онлайн опросов и оценки качества и корректировки дизайна исследований, применяющих метод онлайн сбора данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать и определять основные элементы параданных, их типы и особенности, в том числе в сравнении с метаданными и «дополнительными» данными
  • Формулировать и определять основные типы параданных в зависимости от методов сбора данных и направления использования
  • Уметь пользоваться подходящим программным обеспечением для сбора параданных в онлайн исследованиях
  • Объяснять пути использования параданных для оценки качества получаемых данных с точки зрения модели общей ошибки исследования
  • Объяснять пути использования параданных в контексте когнитивных моделей поведения респондента в процессе заполнения опроса
  • Уметь подготавливать параданные к анализу
  • Интегрировать теоретические и практические знания, связанные с параданными оценке качества дизайна исследования на основе полученных данных онлайн опроса, к собственному исследованию
  • Применять знания для проведения исследований в рамках исследований методологии онлайн опросов и оценки качества и корректировки дизайна исследований, применяющих метод онлайн сбора данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая информация о параданных
  • Типы параданных
  • Возможности сбора параданных
  • Параданные в контексте общей ошибки исследования
  • Связь параданных с когнитивными моделями поведения респондентов
  • Обработка параданных
  • Анализ параданных
  • Применение параданных и интерпретация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Написание эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Тест + 0.35 * Активность на семинарах + 0.45 * Написание эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Improving surveys with paradata : analytic uses of process information, , 2013
  • Mavletova, A., & Couper, M. P. (2016). Device use in web surveys. International Journal of Market Research, 58(4), 523–544. https://doi.org/10.2501/IJMR-2016-034

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009