• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Проектный семинар 1

Направление: 11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар направлен на информирование студентов о профессии инженера в области инфокоммуникационных технологий и систем связи, тематике предстоящего цикла обучения и задачах по его освоению, и посвящён развитию системного подхода при проектировании технических систем. В результате проведения семинара студенты должны ознакомиться с основными направлениями современного развития науки и техники в области инфокоммуникационных технологий и систем связи, представлять место инженера в современном обществе, приобрести начальные системные навыки проектирования технических систем, ознакомиться с учебными и тематическими планами направления подготовки и треков по выбору. Занятия проводят ведущие преподаватели направления подготовки и приглашенные специалисты с предприятий отрасли, с которыми имеются договоры о сотрудничестве Департамента электронной инженерии, а также потенциальные работодатели. Промежуточная аттестация включает контроль аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с различными направлениями их возможной будущей профессиональной деятельности, их тенденциями и перспективами развития, определение профессиональной склонности и пути дальнейшего развития в выбранной профессии.
  • Развитие творческого, абстрактного, ассоциативно-образного, систематического мышления и самостоятельности при проектировании технических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о сущности проблемной ситуации в проектировании и причинах её возникновения.
  • Владеть терминологией в области проектной деятельности.
  • Знать виды окружения технических систем.
  • Знать основные понятия теории технических систем (ТС), описание назначения и технической функции ТС, основные виды структур ТС.
  • Знать системные признаки технической системы.
  • Уметь формулировать назначение технической системы и описывать её иерархическую, элементную, потоковые и функциональные структуры на языке графов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знакомство с ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и особенностями ее изучения в МИЭМ НИУ ВШЭ.
  • Тема 5. Проблемная ситуация в проектировании
  • Тема 6. Системное свойство техники
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Классификация технических систем
    - Построение иерархической классификации ТС по ФПД. - Составление фасетной формулы ТС с расшифровкой фасетов. - Построение фасетной таблицы верхнего уровня. - Примеры классов из обеих классификаций.
  • неблокирующий Структурные модели технических объектов
    Для выполнения работы студент по согласованию с преподавателем выбирает конкретный технический объект (ТО), который становится объектом задания на самостоятельную работу. Предпочтительно, чтобы студент имел предварительный опыт работы с выбранным ТО, был знаком с его составом, конструкцией и функционированием. Наличие доступа к ТО, возможность разобрать его и увидеть в работе существенно повышает качество выполняемой работы и повышает шансы на высокую итоговую оценку. Приветствуется, если технический объект имеет отношение к специальности, по которой ведется подготовка. В случае, если студент еще не имеет опыта работы с ТО, изучаемыми в специальных дисциплинах, ему предоставляется возможность выбрать ТО из других областей техники, включая бытовую. Затрудняющиеся в выборе ТО студенты могут воспользоваться примерными вариантами объектов заданий на самостоятельную работу: автомобиль, амортизатор, аудиоколонки, велосипед, гитара, датчик, дрель, зажигалка, зонт, компрессор, компьютерная мышь, кондиционер, кухонный комбайн, лампа, микроволновая печь, монитор, мотоцикл, мясорубка, насос, наушники, обогреватель, очки, принтер, пульверизатор, пылесос, радиоприемник, ручка, сканер, телевизор, телефон, утюг, фонарь, фотокамера, холодильник, чайник, электробритва. Исходными данными для выполнения работы могут быть непосредственно ТО в натуральном виде, технические паспорта, патентная документация, бумажные и электронные описания, в т.ч. из интернета. На семинарских занятиях рассматриваются примеры построения структурных моделей ТО с участием студентов, которые выносят на рассмотрение выбранные для самостоятельной работы ТО. После выполнения самостоятельной работы проводится ее защита. При необходимости в работу вносятся исправления. Самостоятельная работа должна быть выполнена на стандартных листах бумаги формата А4 в электронном формате pdf и иметь сквозную нумерацию страниц. Номер на титульном листе не ставится. Содержание работы: • титульный лист, • оглавление с номерами страниц, • вид и марка ТО, • изображение ТО, • назначение, • иерархическая структура, • описание устройства, • элементная структура, • описание окружения, • описание принципа работы, • потоковые структуры, • функциональная структура, • список использованных источников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.7 * Структурные модели технических объектов + 0.3 * Классификация технических систем
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Половинкин А.И. - Основы инженерного творчества - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-4603-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123469

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077