• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социология

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Габов Константин Игоревич, Савельева Екатерина Сергеевна, Фархатдинов Наиль Галимханович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет введение в социальную теорию. Его освоение позволит студентам научиться видеть социальные основания различных феноменов и процессов. Для профессиональной деятельности в области урбанистики крайне важно учитывать социальные факторы и понимать, какие социальные процессы формируют города, какие изменения в них происходят, какие группы людей их населяют (каковы их практики, образ жизни, социальное положение и т.д.), какие существуют социальные проблемы и источники напряжения. Другими необходимыми навыками, которые сформирует данный курс, является умение ориентироваться в социологических исследованиях и адекватно интерпретировать их результаты, а также критически относиться к научному знанию о социальном мире. Две основные цели курса – сформировать у студентов представление о том, что работа городского планировщика ориентирована на конкретные сообщества людей, их практики и условия коллективной жизни; а также развить у студентов навыки социологического воображения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными понятиями и концепциями в социологии и научить применять социологический концептуальный аппарат
  • формирование представления о фундаментальных проблемах социологии и их постановке в работах классических авторов
  • обучение распознанию социальных феноменов и процессов, постановке исследовательских вопросов по отношению к социальной реальности
  • формирование умения выявлять социальные факторы организации пространственного, экономического, политического поведения и взаимодействия
  • формирование представления о социологических исследованиях, навыка их интерпретировать, ориентироваться в академической и прикладной литературе по социологии
  • понимание того, чем социальное отличается от психологического, экономического, биологического, чем различаются подходы и типы объяснения в разных дисциплинах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует общество и его части с точки зрения функционального подхода
  • Анализирует повседневное взаимодействие как социальный процесс
  • Анализирует социальные основания производства знания
  • Анализирует социальные процессы с точки зрения социального действия
  • Анализирует социальные феномены с точки зрения форм коллективной жизни, типов солидарности, и т.д.
  • Анализирует социальные феномены, связанные с зонированием, миграцией, мобильностью
  • Воспроизводит базовые факторы, определяющие социальное положение
  • Воспроизводит концепции социализации, социальных ролей, идентичности
  • Воспроизводит условия, в которых социология развивалась как область знания
  • Знает основные классические социологические концепции
  • Знает фундаментальные проблемы в социологии
  • Критически разбирает процессы конструирования социальных проблем, экспертного и научного знания
  • Описывает процессы социального производства пространства
  • Пользуется социологическим концептуальным аппаратом для анализа коллективных представлений, смыслов, ритуалов
  • Пользуется социологическим концептуальным аппаратом для анализа социальной структуры, неравенства, статусов
  • Пользуется социологическим концептуальным аппаратом для описания различных форм человеческой ассоциации
  • Пользуется социологическим концептуальным аппаратом для описания типологии и структуры социального действия
  • Различает психологические, экономические и социологические подходы к объяснению явлений
  • Характеризует значение культуры для общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как область знания
  • Солидарность и коллективная жизнь
  • Социальная структура и социальная система
  • Социальное действие
  • Культура
  • Социализация, Я и взаимодействие
  • Производство знания как социологическая проблема
  • Пространство, город и мобильность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    На каждом семинаре студенты участвуют в обсуждении текстов, групповых проектов и заданий. По умолчанию студенты не получают никаких дополнительных баллов за присутствие на семинаре.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе — самостоятельно написанный текст, излагающий результаты небольшого социологического исследования или анализа того или иного явления. Результаты исследования или анализа должны быть представлены в виде структурированного текста объемом 1500-2000 слов. Эссе проверяют все преподаватели курса. Предполагается перекрестное оценивание. Не допускаются недобросовестные заимствования из чужих текстов (см. здесь политику о плагиате: https://www.hse.ru/studyspravka/plagiat/). Эссе может быть написано на основе результатов выполнения индивидуального задания.
  • неблокирующий Домашние задания
    В течение курса студентам предлагается поработать индивидуально и в группе над конкретными задачами социологического анализа и выполнить предложенные задания.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен завершает курс и предполагает письменный ответ на вопросы, касающиеся содержания курса. Экзамен проводится дистанционно. Продолжительность экзамена – 240 минут. Задание высылается на общую почту группы. Ответ на задание загружается в SMART LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Экзамен + 0.25 * Домашние задания + 0.3 * Активность на семинарах + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2001
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
  • Теоретическая социология. Ч.2: ., , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зелизер, В. (2010). Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th-Century America (translated by E. Berdysheva) ; Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века (перевод Е. С. Бердышевой). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D1A9859