• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Демография

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Демография».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представления о фундаментальных основах демографии как социальной науки, изучающей воспроизводство населения в его социально-исторической обусловленности, методах сбора и анализа информации о населении, демографических процессах и демографическом поведении, подходах к разработке демографических прогнозов и демографической политики
  • введение в проблематику современных демографических исследований в России и других странах
  • овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, демографических тенденций и структур
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть поиском демографической информации из различных источников.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей.
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников, иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей
  • Знать базовые инструменты демографического анализа понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей
  • Знать базовые инструменты демографического анализа понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей.
  • Знать основные закономерности миграционных процессов в России и мире.
  • Знать основные теории демографического развития и основные закономерности демографических процессов и структур в России и мире
  • Знать основные теории демографического развития и основные закономерности демографических процессов и структур в России и мире.
  • Знать основные теории демографического развития и основные закономерности демографических процессов и структур в России и мире.
  • Знать основы системы сбора информации о миграции населении.
  • Знать основы системы сбора информации о населении, основные источники демографических данных, базовые инструменты демографического анализа, основные теории демографического развития и основные закономерности демографических процессов и структур в России и мире.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей. понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей.
  • Уметь анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе
  • Уметь анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе
  • Уметь анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе принимать решения о необходимости введения тех или иных мер социальной политики, направленных на решение демографических проблем и оценивать их потенциальную полезность.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет демографии.
  • Анализ возрастно-половой структуры. Старение населения
  • Основы демографического анализа. Анализ смертности
  • Анализ рождаемости. Воспроизводство населения.
  • Анализ миграции населения
  • Введение в «демографический прогноз». Демографическая политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-контрольные
    К элементам аудиторной работы относятся мини-контрольные и участие в дискуссиях. Мини-контрольные формируются из открытых и закрытых вопросов на 10 - максимум 15 минут в начале каждой семинарской пары
  • неблокирующий эссе
    Каждый студент готовит и сдает эссе по теме текущей дисциплины. Критерии оценивания: степень проработанности, умение выделить главное, ясность изложения, логичность построения. Выбор темы эссе осуществляется каждым студентом самостоятельно и согласовывается у преподавателя.
  • неблокирующий итоговый тест
    Описание: В разделе "Дополнительная информация", а также в Smart LMS в разделе "Экзамен" за 2 недели до установленной даты экзамена будут актуализированы требования и форма (офф или удаленный формат) проведения экзамена. Критерии оценивания: Оценивается правильность и полнота ответов на вопросы, логика изложения материала вопроса, умение увязать теоретические и практические аспекты вопроса, умение решать задачи. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу. При пересдаче с комиссией накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу не учитываются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * итоговый тест + 0.25 * эссе + 0.35 * мини-контрольные
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mkrtchyan, N. (Мкртчян, Н., & Florinskaya, Y. (Флоринская, Ю. (2017). Migration of Specialists in the Context of the In-Country Migration of Russians[Миграция Специалистов На Фоне Внутристрановой Миграции Россиян]. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.wpaper.031714
  • АНАТОЛИЙ ВИШНЕВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, & СЕРГЕЙ ТИМОНИ. (2016). Смертность От Болезней Системы Кровообращения И Продолжительность Жизни В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90E7C672
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна
  • Чурилова Елена Владимировна
  • Мкртчян Никита Владимирович
  • Абылкаликов Салават Иргалиевич
  • Винник Мария Викторовна