• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах» предполагает изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между властью и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием коммуникации как на уровне общих закономерностей коммуникационных процессов, происходящих в рамках политической системы, так и на уровне микрогрупп и индивидов как объектов целенаправленного информационного воздействия. Актуальность курса обусловлена требованием времени. На рубеже веков, когда СМИ получили серьезное развитие и политические акторы в процессе завоевания и удержания власти используют множество каналов и средств для передачи сообщений с целью воздействия на аудиторию, возрастает необходимость подготовки специалистов, чья деятельность концентрируется на изучении и управлении процессами коммуникации в политической сфере. В задачи курса входит знакомство студентов с теоретическими концепциями и моделями политической коммуникации, предоставление знаний о способах организации информационного взаимодействия в сфере политики, об особенностях политического дискурса и текста, формирование представлений о государственной информационной политике, об особенностях отношений государства и медиаструктур и влиянии элит на общественное мнение и политическое поведение. В процессе изучения дисциплины студенты научатся анализировать избирательные и информационно-коммуникационные кампании, направленные на достижение политических целей, планировать в соответствии с поставленными задачами поток политической информации, распространяемый с помощью различных каналов и средств, прогнозировать последствия политической коммуникации. Курс является базовым для специализации «Политическая коммуникация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами науки о политике как особой сфере, связанной с властными отношениями и политической организацией общества, а также с коммуникацией как ключевым политическим процессом и связующим звеном между государством, элитой и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием сущности и функций политической коммуникации, а также способов организации политического дискурса в зависимости от отношений между различными участниками политического процесса: политическими субъектами, политическими акторами, медиа и др.. Особое внимание уделяется исследованию того, как теоретические концепции и модели политической коммуникации реализуются в системе властно-управленческих отношений, т.е. на практике. В рамках практических занятий студенты научатся анализировать и моделировать политические кампании, а также распознавать источники, каналы, способы и средства передачи информации в рамках политического взаимодействия. Навыки анализа и моделирования информационно-коммуникационных процессов в политической сфере студенты получают благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса – деловых игр, кейс-стади, решения ситуационных задач и др..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать элементы структуры политики и политической власти, уметь анализировать политические взаимоотношения, знать политические институты, нормы и ценности, модели поведения и механизмы принятия решений. Знать формы правления, формы территориального устройства, типологии политических систем и режимов, избирательных систем и политических партий. Знать основные идеологии и их особенности, уметь анализировать политический спектр
  • Знать специфику и функции коммуникации в политической сфере, уметь применять теории и базовые модели политической коммуникации на практике
  • Знать, что такое политическая картина мира и политические ценности, распознавать установки и стереотипы массового сознания, понимать механизмы их влияния на сознание и поведение массовой аудитории, распознавать роль символов в политической коммуникации, а также функции и роль СМИ в политическом процессе
  • Знать, что представляет собой вербальная и невербальная политическая коммуникация. Различать политический дискурс и текст, знать язык политики, жанровые особенности. Владеть навыками подготовки политического текста. Уметь распознавать политическую метафору, эвфемизмы, фейки, мемы
  • Знать особенности политической информационно-коммуникационной кампании: структуру, динамику, методы организации. Уметь анализировать политические кампании разных типов, в частности, распознавать характерные для политической деятельности цели, методы и средства, применяемые в т.ч. в рамках негативных кампаний и информационных войн. Знать особенности избирательной кампании как формы политической деятельности. Знать особенности работы политического консультанта
  • Знать особенности политической пропаганды и агитации как методов работы в политической коммуникации. Уметь распознавать используемый в политической кампании инструментарий: слухи, политическая мода, политический PR, политическая реклама, информационный лоббизм. Знать структуру политического имиджа, уметь оценивать его эффективность в соответствии с запросами целевой аудитории
  • Знать особенности государственной информационной политики. Знать и уметь использовать возможности интернет-пространства для политических акторов и политически активных граждан, в том числе знать особенности работы в блогосфере и социальных сетях. Уметь анализировать политические интернет-кампании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика как особая сфера жизнедеятельности людей.
  • Коммуникация как ключевой политический процесс.
  • Психологический аспект политической коммуникации.
  • Лингвистический аспект политической коммуникации.
  • Политическая кампания и бизнес политического консультирования.
  • «Ремесла» в политической коммуникации.
  • Особенности дигитализации политической сферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа
  • неблокирующий Письменный тест
    Письменный тест в формате multiple choice. Ответы на вопросы предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов теста выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Содержание вопросов и заданий письменной контрольной работы совпадает с содержанием разделов дисциплины.
  • неблокирующий Устный опрос
    Всего в рамках курса предполагается пять опросов, которые проводятся на заранее указанных преподавателем семинарах. Опросы включают вопросы как теоретического, так и практического плана по материалу, изученному на лекциях, а также по предложенной к самостоятельному изучению литературе. Вопросы задаются рандомно по указанным преподавателем темам. Подготовка осуществляется по материалам лекций и дополнительной литературе. Студент получает суммарно от 0 до 2 баллов на каждом из пяти семинаров: 2 балла – три и более ответов, 1 балл – два ответа, 0 баллов – один или нет ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Устный опрос + 0.4 * Письменный тест + 0.3 * Практическая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов, П.А. Политическая реклама. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П.А. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 127 с. - ISBN 978-5-238-01830-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028537
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деркач, А. А.  Политическая психология : учебник для бакалавров / А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 591 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3032-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425908 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Интернет-СМИ: Теория и практика : учебное пособие / А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова, Н. Г. Лосева. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 348 с. — ISBN 978-5-7567-0542-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68827 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соловьев, А. И. Политология : учебное пособие / А. И. Соловьев. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 242 с. — ISBN 978-5-7567-0909-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97258 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чудинов, А. П. Политическая лингвистика : учебное пособие / А. П. Чудинов. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 255 с. — ISBN 978-5-89349-897-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.