• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 152

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
  • Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в период с середины XIX до конца ХХ века в западной цивилизации, причём историко-философский процесс понимается не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в европейской и американской философии середины XIX - XX вв., критически анализируют и оценивают предлагаемые решения этих проблем.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты понимают специфику европейской и американской философии середины XIX - XX вв. в сравнении с предшествующими философскими традициями.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Неогегельянство
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
  • Тема 14. Философия логического анализа
  • Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
  • Тема 16. Философия лингвистического анализа
  • Тема 13. Эмпириокритицизм
  • Тема 17. Континентальная философия после Второй мировой войны
  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
  • Тема 4. Философия жизни
  • Тема 5. Психоанализ
  • Тема 6. Неокантианство
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах
  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • неблокирующий Устные ответы на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Конспекты
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Итоговая оценка за 2024/2025 год (4 курс)
  • неблокирующий Итоговая оценка за 1 модуль 20223/2023 год (2 курс)
  • неблокирующий Итоговая оценка за 2 модуль 2022/2023 год (2 курс)
  • неблокирующий Работа на семинарах 3 и 4 модуль 2022/2023 уч.г.(2 курс)
    Оценивается активное участие в дискуссиях на семинарах, во время которых студент должен продемонстрировать знание изучаемых первоисточников, а также навыки аналитической работы с ними.
  • неблокирующий 3-4 модули 2022/2023 уг.г. (2 курс)
    К каждому семинару студенты получают тексты, с которыми необходимо ознакомиться в порядке предварительной самостоятельной работы. На основании этих текстов проводятся тесты в рамках аудиторной работы. Тесты на знание первоисточников открываются автоматически по ссылкам в момент официального начала занятия. На написание теста отводится 15 минут. По истечении отведенного времени работы не принимаются. При написании теста студент должен находится в аудитории, написанные вне аудитории тесты не принимаются (кроме случаев дистанционной формы обучения).
  • неблокирующий 4 модуль 2022/2023 уч.г. (2 курс)
    Письменная работа должна представлять собой законченное самостоятельное исследование на одну из предложенных преподавателем тем. Поскольку все темы носят компаративистский характер, работа должна включать в себя постановку исследовательской задачи, краткое, но достаточное для понимания проблемы изложение рассматриваемых историко-философских концепций на основе первоисточников, структурное изложение аргументации изучаемых авторов с последующим сравнительным анализом их взглядов.Ссылки на первоисточники и привлекаемую исследовательскую литературу обязательны. Объем работы 8-10 тыс. знаков (не менее) без учета титульного листа, оглавления и библиографии. Тема письменной работы может быть изменена (предложена своя), но подлежит обязательному предварительному письменному согласованию с преподавателем. Вес оценки за письменную работу в итоговой оценкие за 3-4 модули составляет 0,15
  • неблокирующий 4 модуль 2022/2023 уг.ч. (2 курс)
    Во время экзамена разрешается пользоваться первоисточниками в бумажной форме, которые приносятся студентами самостоятельно в аудиторию за 15 минут до начала экзамена и предоставляются преподавателю или ассистенту на проверку. Пользоваться иными источниками информации, в том числе конспектами не разрешается. Экзамен предполагает устный ответ студента по вопросам билета и ответы на дополнительные вопросы экзаменатора. Экзаменатор имеет право задать дополнительные вопросы как по вопросам билета (с целью уточнения и прояснения формулировок студента), так и по другим темам и разделам курса, включая материал лекций и семинарских занятий (с целью проверки степени изученности студентом курса в целом).. Вес оценки за экзамен в итоговой оценке за 3-4 модули составляет 0,5
  • неблокирующий quaestio, составленное в соответствии с канонами схоластического метода
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменная работа 2023-2024 (3 курс)
  • неблокирующий Мини-работа 2023-2024 (3 курс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.2 * посещаемость занятий + 0.1 * Устные ответы на семинарах + 0.1 * дискуссионная активность на семинаре + 0.2 * 2 контрольные работы по терминам
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Конспекты + 0.4 * Письменный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Конспекты
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    а) 70% от оценки за модуль - реферат русско- или англоязычной главы / статьи / монографии по одной из тем модуля; объем – до 15 тыс. знаков с пробелами; дедлайн – 30 сентября; критерии: корректность передачи концепции автора; логика изложения; корректность оформления (сноски и т.д.); фактическая грамотность; б) 30% от оценки за модуль - quaestio, составленное в соответствии с канонами схоластического метода; объем – до 20 тыс. знаков с пробелами; дедлайн – 21 октября; критерии: логика рассуждения; корректность цитирования; соблюдение структуры жанра; дан ли ответ на поставленный вопрос; фактическая грамотность.
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    (1) Работа на семинарах Каждый семинар оценивается от 1 до 4 баллов 1 - простое присутствие 2 - хотя бы одно высказывание во время семинара 3 - два и более высказывания. Учитываются ответы на вопросы по тексту, цитаты из текста без комментария или комментарии без опоры на текст. 4 - более двух высказываний во время семинара, в которых проявлено знакомство с текстом и его осмысление (2) Работа с текстом в системе Perusall Каждое задание от 0 до 3 баллов. 8 текстов на 7 недель. Максимум 24 балла. (3) Письменная работа От 3 до 10 баллов. При суммировании баллов умножается на 3. Общая максимальная сумма баллов за три вида активности равна 86, она нормируется на 10. Экзамен 2 модуль: Устный опрос * 0.5 + Накопленная оценка (без округления) * 0,5
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.125 * Работа на семинарах 3 и 4 модуль 2022/2023 уч.г.(2 курс) + 0.15 * 4 модуль 2022/2023 уч.г. (2 курс) + 0.5 * 4 модуль 2022/2023 уг.ч. (2 курс) + 0.05 * 3-4 модули 2022/2023 уг.г. (2 курс)
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Оценка складывается как среднее арифметическое между оценкой за работу на семинарах и оценкой за письменную работу. Работа на семинарах складывается из оценко за мини-работы и оценок за устные ответы.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Оценка складывается как среднее арифметическое итоговой оценки за 2-ой модуль и итоговой оценки за 4-ый модуль. Итоговая оценка за 2-ой модуль складывается как среднее арифметическое за работу на семинарах (устные ответы, мини-работы, письменная работа) и оценки за устный ответ на экзамене. По такому же алгоритму складывается итоговая оценка за 4-ой модуль.
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2024/2025
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    Формула будет объявлена в начале учебного года 2024/2025
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западная философия XX века : учеб. пособие, Зотов, А. Ф., 1998
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511511 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Легчилин, А. А., Румянцева, Т. Г., Барковский, П. В., Лещинская, И. И., Клецкова, И. М., Бобков, И. М., & Дудчик, А. Ю. (2015). История философии : учеб.-метод. пособие / А. А. Легчилин [и др.] ; под ред. А. А. Легчилина, И. И. Лещинской. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49740EB
  • Современные философы, Пассмор, Дж., 2002
  • Сто лет философии, Пассмор, Дж., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glock, H.-J., & Hyman, J. (2017). A Companion to Wittgenstein. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444244
  • Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
  • Peter Robbins. (2019). The British Hegelians : 1875-1925. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2249345
  • Robinson, H., & Dainton, B. (2013). The Bloomsbury Companion to Analytic Philosophy. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057762
  • S. Devi. (2018). Outline of Logical Positivism. [N.p.]: EBH Publishers [India]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1934615
  • Seron, D. (2017). Brentano’s Project of Descriptive Psychology. Belgium, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7AC13C7A
  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • Wahl, R. (2018). The Bloomsbury Companion to Bertrand Russell. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1868020
  • Weinberg, J. R. (2013). An Examination of Logical Positivism. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677790
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433231 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Красиков, В. (2014). Американская Философия Классического Периода: Реализм И Прагматизм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.874C4333