• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2022/2023

Современная этическая теория и практика

Статус: Курс по выбору
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для аспирантов, интересующихся теоретическими и прикладными вопросами этики, актуальными проблемами науки и общества, которые могут быть рассмотрены с точки зрения морали, а также поиск ответа на которые требует специального этического вопрошания, то есть понимания моральной составляющей рассматриваемой проблемы. В центре внимания окажутся этические вопросы, которые интересуют прежде всего философов, задумывающихся о статусе морали, о своеобразии и специфике этического, трансформации понимания "должного", о том, как в современную эпоху трансформируется понимание целей, задач и основного содержания этики как философской дисциплины. Вместе с тем, будет дано представление о многообразии прикладных возможностей этики, касающихся ее применения к решению частных и общих вопросов в сфере экологии, био- и медицинской этики, правового регулирования, профессиональной академической деятельности, бизнеса, издательской практики и проч. Особое внимание будет уделено этосу науки и вопросам профессиональной честности и ответственности ученых.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины заключается в том, чтобы дать слушателям представление о самых актуальных исследовательских подходах к традиционным этическим вопросам, о последних междисциплинарных тенденциях в этих исследованиях на основе анализа ключевых современных текстов как российских, так и западных мыслителей, а также ряда кейсов, позволяющих судить о принципиальной значимости разработанной этической теории для решения ряда общечеловеческих задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и понимание связи понятий правильного поступка и правильного убеждения.
  • Знание и понимание соотношения между знанием и действием, а также особенностей конструктивистских теорий в морали.
  • Знание и понимание того, из каких классов суждений состоят этические системы, какие из них образуют собственно этическую философию и почему.
  • Знание и понимание того, как трансформировалось понимание содержания и возможностей применения ключевых нормативных этических программ в решении практических задач в современную эпоху; в чем их достоинства и недостатки; как классические модели нравственного поведения могут влиять на изменение отношения к конкретным профессиональным деонтологиям
  • Знание и понимание того, какую роль понятие ответственности играет в эпистемологии, а также разницы между интерналистским и экстерналистским пониманием знания?
  • Знание и понимание того, чем респонсабилизм отличается от релайабилизма в добродетельной эпистемологии, а также достоинств добродетельной эпистемологии перед лицом иных альтернативных ей подходов
  • Знание и понимание того, что такое моральный реализм и каковы его исторические и современные альтернативы.
  • Знание и понимание той методологии когнитивных наук и нейронаук, к которой требует обратиться натурализация этики с целью определения природы свободы воли в ее связи с детерминизмом/индетерминизмом, что важно для проведения исследований в сфере нейрокогнитивного обоснования межличностных взаимоотношений, образования социальных связей и т.д.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные нормативные этические программы и их трансформация в современную эпоху.
  • Метаэтика
  • Этика и когнитивные науки
  • Добродетельная эпистемология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах предполагает работу с кейсами с учетом приобретенных на лекциях знаний и навыков, а также прочтенной заданной на дом литературы по курсу
  • неблокирующий Реферат-рецензия
    Работа пишется как реферат-рецензия на одну из предложенных лектором книг по проблемам современной этики. Аспирант может предложить другую книгу по теме курса в случае, если ее разбор важен для его собственного диссертационного исследования. Задача - выделение ключевых авторских идей, их оценка и оппонирование. Подготовленный текст защищается во время одного из тематических занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год I семестр
    0.5 * Реферат-рецензия + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anscombe, G. E. M., Gormally, L., & Geach, M. (2005). Human Life, Action, and Ethics : Essays. Andrews UK.
  • Chalmers, D. (2015). Consciousness and its Place in Nature. Blackwell Publishing Ltd.
  • Chalmers, D. (2017). Facing up to the problem of consciousness ; Лицем до лиця з проблемою свiдомостi.
  • Churchland, P. (2019). Why do we care? New Scientist, 243(3249), 44–47. https://doi.org/10.1016/s0262-4079(19)31824-x
  • CRISP, R. (2010). Virtue Ethics and Virtue Epistemology. Metaphilosophy, 41(1/2), 22–40. https://doi.org/10.1111/j.1467-9973.2009.01621.x
  • Feigl, H. (1967). The “mental” and the ’physical’ : The Essay and a Postscript. Minneapolis: University of Minnesota Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=225114
  • Jaegwon Kim. (2010). Philosophy of Mind: Vol. 3rd ed. Routledge.
  • Kontos Pavlos. (2001). Linda Tminkaus Zagzebski, Virtues of the mind. An inquiry into the nature of virtue and the ethical foundations of knowledge. Revue Philosophique de Louvain, 99(3), 501–502.
  • Larionov, И. . Ю. Л. I. Y. (2019). Contemporary Constructionist Methodology in the Research of Moral Discourse ; Современный Конструкционизм Как Методология Исследования Морального Дискурса.
  • Moore, G. E. (2012). Principia Ethica. [Place of publication not identified]: Digireads.com Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1536761
  • Moreno, J. D., Churchland, P. S., & Schaffner, K. F. (2017). The First Neuroethics Meeting: Then and Now.
  • Айер, А. (2004). В защиту эмпиризма.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beaufret, J., Bouveresse, J., Breton, S., Bruaire, C., Canguilhem, G., Castoriadis-Aulagnier, P., Chenu, M.-D., Congar, Y., Coppieters de Gibson, D., Declève, H., Deguy, M., Delhomme, J., Descamps, A.-L., De Keyser, E., De Waelhens, A., Dubarle, D., Geffré, C., Genette, G., Giblet, J., … Weil, É. (2019). Savoir, faire, espérer : Les limites de la raison. Presses de l’Université Saint-Louis.
  • Canguilhem, G. (2019). Nature dénaturée et Nature naturante. Presses de l’Université Saint-Louis.
  • Churchland, P. (Patricia), Crocket, M. (Molly), & Pickard, H. (Hanna). (2014). Bio-Ethics Bites.
  • Churchland, P. S., & Sejnowski, T. J. (2016). Blending computational and experimental neuroscience. https://doi.org/10.1038/nrn.2016.114
  • Dimmock, M., & Fisher, A. (2017). Fletcher’s Situation Ethics. Open Book Publishers. https://doi.org/10.11647/obp.0125.05