• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Современный инструментарий анализа глобальных экономических процессов 2"

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Общая цель научно-исследовательского семинара «Современный инструментарий анализа глобальных экономических процессов» подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Для этого у студентов должно сложиться четкое представление о содержании и границах проблемного поля, существующего на настоящий момент в науке о мировой экономике; о методах проведения научного исследования, касающегося мировой экономике; о системе взаимосвязей, связывающих субъектов и объекты мировой экономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Описывает основные тенденции развития мировой экономики, основные экономические законы, определяющие поведение субъектов мировой экономики
  • подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности
  • Применяет современный набор экономических методов исследования в отношении различных проблем мировой экономики
  • Анализирует разнообразную статистическую, аналитическую, научную информацию, презентации собственных суждений, ораторского искусства, ведения дебатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Student describes gravity theory, economy of scale effect, monopolistic competition, Krugman’s home-market effect
  • Student describes historical perspective of international trade, economic development and evolution of international trade theory.
  • Student describes Ricardo’s theory of comparative advantage, HeckscherOhlin factor as well as neoclassical theory
  • Student describes selected issues of ongoing research in international trade theory.
  • Student describes stylized facts about exporting firms, basic ideas of Melitz’s and Bernard, Eaton, Jensen and Kortum’s models.
  • Аргументированно отстаивает свою точку зрения на демографическую политику
  • Использует изученные методы и программы для анализа временных рядов и кратковременного прогнозирования
  • Использует модель экономического роста Солоу
  • Объясняет взаимосвязь демографии и концепции устойчивого развития
  • Объясняет основные понятия демографии и как она используется в макроэкономическом анализе, политэкономии, социологии, политэкономии, экономике фирм.
  • Объясняет понятие глобальной финансовой архитектуры
  • Объясняет понятие демографических переходов
  • Описывает виды экономических ресурсов
  • Описывает динамику экономического роста в мировой экономике, концепцию устойчивого роста и догоняющего развития
  • Описывает как военно-технический прогресс влияет на гражданскую экономику
  • Описывает основные демографические показатели воспроизводства населения (смертность, рождаемость и др.) и их зависимость друг от друга
  • Описывает основные методы демографической политики, в том числе применяемой в России
  • Описывает основы регулирования финансовой деятельности
  • Описывает отличительные черты миграций от иных типов воспроизводства населения, а также современные миграционные потоки.
  • Описывает потоки капиталов, типичную "схему" кредитования. Объясняет понятие нормы сбережений и инвестиций, их соотношение между собой и сравнения по странам.
  • Описывает финансовые рынки и их функции, финансовые институты, роль валютного курса
  • Различает эндогенный и экзогенный НТП в экономических моделях. Описывает современные формы связи науки с производством.
  • Рассчитывает динамику численности и структуры населения и использует демографическую пирамиду
  • Рассчитывает кривые роста для анализа динамики экономических показателей
  • Рассчитывает периодическую (сезонную) компоненту при анализе временных рядов и верно интерпретирует её наличие
  • Строит и использует адаптивные модели
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1 Проблемы экономического роста. Теоретические основы экономического роста
  • 1.2 Научно-технический прогресс
  • 1.3 История экономического роста
  • 1.4 Военная экономика
  • 2.1 Мировые проблемы народонаселения. Введение: Что такое демография?
  • 2.2 Типы воспроизводства населения
  • 2.3 Демографический переход
  • 2.4 Динамика численности и структуры населения
  • 2.5 Миграции
  • 2.6 Демографическая динамика и устойчивое развитие
  • 2.7 Управление или адаптация
  • 2.8 Дискуссия
  • 3.1 Статистический инструментарий в исследовании глобальных экономических процессов:
  • 3.2 Статистический инструментарий в исследовании глобальных экономических процессов: обработка временных данных
  • 3.3 Статистический анализ и прогнозирование периодических колебаний во временных рядах, характеризующих развитие внешнеэкономической деятельности, мировой экономики
  • 3.4 Применение адаптивных моделей при прогнозировании развития процессов в мировой экономике, в сфере внешнеэкономической деятельности
  • 4.1 Firms in International Trade: Theory and Empirical Evidence. Introduction
  • 4.2 Non-technical Recap of the Neoclassical Trade
  • 4.3 "New" Trade Theory and its predecessors
  • 4.4 Heterogeneous Firms in International Trade
  • 4.5 Selected Ongoing Research Programmes
  • 5.1 Международные финансы. Сбережения и инвестиции
  • 5.2 Финансовые рынки
  • 5.3 Глобальная финансовая архитектура
  • 5.4 Регулирование финансовой деятельности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Ответы на вопросы по презентации
  • неблокирующий Присутствие на занятии
  • неблокирующий Работа на семинарах и участие в дискуссиях по разделу 2
  • неблокирующий Работа на семинарах и участие в дискуссиях по разделу 3
  • неблокирующий Работа на семинарах и участие в дискуссиях по разделам 1 и 5
  • неблокирующий Работа на семинарах и участие в дискуссиях по разделу 4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Презентация * 0.6 + Ответы на вопросы по презентации * 0.4
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Презентация * 0.7 + Ответы на вопросы по презентации * 0.2 + 2021/2022 учебный год 1 модуль * 0.1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • International economics : theory and policy, Krugman, P. R., 2015
  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под редакцией В. С. Мхитаряна. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00616-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432178 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Антонова, Н. Л.  Демография : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 153 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05507-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1299-3 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441427 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Загадка экономического роста, Хелпман, Э., 2012
  • Мировая экономика : учебник, Кудров, В. М., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Спасение капитализма от капиталистов : скрытые силы финансовых рынков - создание богатства и расширение возможностей, Зингалес, Л., 2004
  • Статистические методы прогнозирования : учеб. пособие для вузов, Дуброва, Т. А., 2003