• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психология и нейрофизиология памяти и научения

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина Психология и нейрофизиология памяти и научения знакомит студента-психолога с основными понятиями в психологии нейрофизиологии памяти и научения. Научение и память. Научение как накопление следов памяти. Кратковременная и долговременная память. Рабочая память. Формы долговременной памяти: декларативная (эксплицитная) и недекларативная (имплицитная) память. Декларативная память как фиксатор фактов и событий в образной и символических формах. Ассоциативная и неассоциативная недекларативная память. Ассоциативная память: процедурная память (навыки и привычки) и условные рефлексы (двигательные и вегетативные). Неассоциативная память: сенситизация и десенситизация. Процесс научения как появление или усиление реакции (позитивное научение); ослабление или подавление реакции (негативное научение); усиление реакции на один и ослабление на другие стимулы (дифференциальное научение). Научение в форме антиципации и условного рефлекса на время. Вербальное научение в форме операций с символами. Нервная модель стимула как след повторяющегося стимула в нейронной сети. Сопоставление поступающей информации с нервной моделью стимула. Сигнал рассогласования, возникающий при несовпадении стимула со сложившейся нервной моделью. Оптимальный уровень функционального состояния как условие научения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
  • Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
  • Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
  • Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
  • Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
  • Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
  • Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
  • Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
  • Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
  • Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
  • Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
  • Определение типа афазии.
  • Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
  • Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
  • Перечисление принципов диагностики афазии.
  • Перечисление причин афазии
  • Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
  • Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
  • Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
  • Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
  • Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
  • Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в лингвистику
  • Латерализация языковой обработки
  • Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
  • Введение в афазиологию
  • Афатические нарушения на уровне слова и предложения
  • Диагностика и терапия афазии
  • Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
  • Лексико-семантический уровень языковой обработки
  • Синтаксический уровень языковой обработки.
  • Дискурсивный уровень языковой обработки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Письменное домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
  • Kousaie, S., Sheppard, C., Lemieux, M., Monetta, L., & Taler, V. (2014). Executive function and bilingualism in young and older adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050CA07
  • Small, S. L., & Hickok, G. (2016). Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1053002
  • The retrieval and inflection of verbs in the spontaneous speech of fluent aphasic speakers. (2011). Journal of Neurolinguistics, 24(2), 163–172. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2010.02.006
  • Verb retrieval in action naming and spontaneous speech in agrammatic and anemic aphasia. (1998). Aphasiology, 12(11), 951–969. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ad438f66.7373.470d.adfb.6468a4166b02

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
  • Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896