• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Современные проблемы мировой экономики

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина нацелена на формирование у студентов комплексного понимания глобальных экономических процессов и развитие представлений о взаимосвязях между экономическими явлениями, наблюдаемыми на национальном и международном уровне. Курс призван свести воедино полученные студентами в предыдущие годы обучения (в рамках таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Международные экономические отношения», «Международные финансы») достаточно глубокие, но разрозненные знания; надстроить над ними представления о современном состоянии научной дискуссии по ключевым проблемам мировой экономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов комплексное понимание глобальных экономических процессов. Развить представления о взаимосвязях между экономическими явлениями, наблюдаемыми на национальном и международном уровне. Свести воедино полученные студентами в предыдущие годы обучения (в рамках таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Международные экономические отношения», «Международные финансы») достаточно глубокие, но разрозненные знания. Надстроить над ними представления о современном состоянии научной дискуссии по ключевым проблемам мировой экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Комплексное понимание глобальных экономических процессов
  • Представление о взаимосвязях между экономическими явлениями, наблюдаемыми на национальном и международном уровне
  • Представление о современном состоянии научной дискуссии по ключевым проблемам мировой экономики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Мир в последние 150 лет: от глобализации 1.0 до деглобализации 2.0
  • Распределение выгод от глобального капитализма. Неравенство.
  • Государство и рынок. «Трилемма глобализации». Кейс Европейского союза
  • Международные потоки капитала и глобальные дисбалансы.
  • Политическая экономия протекционизма и санкций. Регионализация
  • Финансовая глобализация и деглобализация. Доллар как мировая валюта. Возвращение инфляции
  • Трансформация мировой энергетики
  • Цифровые технологии и экономика виртуальных платформ
  • Перечень вопросов для ответа на экзамене
    Критерии оценки знаний, навыков Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: 1) оценка за тестовые задания на лекциях (20%) 2) оценка за активность на семинарских занятиях и качество выступлений во время дискуссий (25%); 3) оценка за групповой проект (25%); 4) оценка за экзамен (30%). Все вышеперечисленные оценки выставляются по 10-ти балльной шкале. Оценка за курс определяется как средневзвешенная по приведенной ниже формуле и округляется до целого числа. Оитог = 0,2хОт + 0,25хОс + 0,25хОп+ 0,3хОэ где От – оценка за тестовые задания на лекциях, Ос – оценка по итогам семинаров, Оп – оценка за групповой проект, Оэ – оценка за экзамен. Тестовые задания На каждой лекции начиная со второй студенты будут получать тестовые задания, со стоящие из 5-6 вопросов с выбором ответа. Задания нацелены на проверку знания материала предыдущей лекции. Выполнение каждого тестового задания будет оцениваться по десятибалльной шкале. При пропуске занятие выполнение теста оценивается в 0 баллов. Пересдача тестового задания не допускается. Итоговая оценка будет рассчитана как среднее арифметическое шести лучших оценок за пройденные тесты. Групповой проект Слушатели курса будут разделены на группы по три человека и получат творческие задания, предполагающие формулирование предложений для решения различных глобальных проблем. Отчетным материалом является короткая записка (около 10 тыс. знаков с пробелами) в стиле Policy Brief, включающая краткое обоснование проекта и прозрачную аргументацию, подкрепляющую итоговый вывод. Помимо записки требуется подготовить презентацию (на 5 минут), раскрывающую методологию, аргументы и выводы исследования. К тексту должно быть приложено подробное описание вклада каждого из членов группы в подготовку текста и презентации, а также его процентное выражение (вклад может быть равным, а может и не быть). Вся группа получает единую оценку за подготовленный текст и презентацию по десятибалльной шкале. Далее оценка распределяется между членами мини-группы в соответствии с их процентным вкладом. Например, вклад А – 40%, вклад Б – 30%, вклад В – 30%. Оценка мини-группе – 7. Тогда оценка А = 0,4*7*3=8,4≈8, оценка Б=0,3*7*3=6,3≈6, оценка В=0,3*7*3=6,3≈6. Устный экзамен На устном экзамене студентам предлагается ответить на два вопроса, случайным образом выбранных из предложенного перечня. Время подготовки к ответу – 20 минут. Преподавателем оценивается полнота и непротиворечивость ответа, а также способность студента отвечать на дополнительные уточняющие вопросы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за активность на семинарских занятиях и качество выступлений во время дискуссий
  • неблокирующий Оценка за групповой проект
    Слушатели курса будут разделены на группы по три человека и получат творческие задания, предполагающие формулирование предложений для решения различных глобальных проблем. Отчетным материалом является короткая записка (около 10 тыс. знаков с пробелами) в стиле Policy Brief, включающая краткое обоснование проекта и прозрачную аргументацию, подкрепляющую итоговый вывод. Помимо записки требуется подготовить презентацию (на 5 минут), раскрывающую методологию, аргументы и выводы исследования. К тексту должно быть приложено подробное описание вклада каждого из членов группы в подготовку текста и презентации, а также его процентное выражение (вклад может быть равным, а может и не быть). Вся группа получает единую оценку за подготовленный текст и презентацию по десятибалльной шкале. Далее оценка распределяется между членами мини-группы в соответствии с их процентным вкладом. Например, вклад А – 40%, вклад Б – 30%, вклад В – 30%. Оценка мини-группе – 7. Тогда оценка А = 0,4*7*3=8,4≈8, оценка Б=0,3*7*3=6,3≈6, оценка В=0,3*7*3=6,3≈6.
  • неблокирующий Оценка за экзамен
    На устном экзамене студентам предлагается ответить на два вопроса, случайным образом выбранных из предложенного перечня. Время подготовки к ответу – 20 минут. Преподавателем оценивается полнота и непротиворечивость ответа, а также способность студента отвечать на дополнительные уточняющие вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Оценка за активность на семинарских занятиях и качество выступлений во время дискуссий + 0.4 * Оценка за экзамен + 0.3 * Оценка за групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ALSTYNE, M. W. V., PARKER, G. G., & CHOUDARY, S. P. (2016). Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review, 94(4), 54–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=113934414
  • Dani Rodrik. (2018). What Do Trade Agreements Really Do? NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.24344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rodrik, D. (2017). Populism and the Economics of Globalization. CEPR Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cpr.ceprdp.12119

Авторы

  • Макаров Игорь Алексеевич