• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Стратегии брендинга и бренд-менеджмент

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Зорина Ксения Юрьевна, Калимуллина Диляра Тагировна, Пирогова Юлия Константиновна
Прогр. обучения: Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Стратегии брендинга и бренд-менеджмент» имеет большое значение для подготовки менеджеров высшей квалификации в области маркетинга обеих сециализаций. Актуальность и практическая значимость изучения данного курса определяются в частности: • Важностью разнообразных концепций, научных подходов и наработанных в международной и российской практике технологий разработки и развития брендов, активно применяемых в компаниях и коммуникационных агентствах в качестве одного из ключевых направлений развития современного маркетинга и маркетинговых коммуникаций. • Признанной и постоянно растущей ролью брендов как нематериальных активов компаний, участвующих в их капитализации. • Недостаточным вниманием, уделяемым исследованию, анализу и развитию брендов и архитектур марочных портфелей со стороны ряда отечественных компаний и фирм, • Слабой осведомленностью компаний о направлениях развития брендов в условиях новых вызовов технологического, экономического и политического характера. В рамках данной дисциплины изучаются следующие основные проблемы: современные концепции брендинга и бренд-менеджмента; стратегии брендинга; типы брендируемых объектов и типы брендов на различных иерархических уровнях; портфель брендов компании, архитектура и роли брендов; разработка платформы бренда и системы идентификаторов бренда; формирование капитала бренда и развитие бренда во времени; особенности брендинга на различных рынках; частные торговые марки как особый тип брендов, их конкуренция с брендами производителей; вклад маркетинговых коммуникаций в развитие капитала бренда; оценка капитала и стоимости бренда.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – формирование и развитие ключевых компетенций студентов в области управления брендами, т.е. выработка у студентов профессионального взгляда, знаний научной и практической направленности и базовых навыков по созданию и управлению брендами как важнейшими стратегическими нематериальными активами компаний. Это позволит им разрабатывать конкурентноспособные и охраноспособные торговые марки, определять их позиционирование и идентичность, управлять их развитием с учетом маркетинговых и бизнес-стратегий фирмы, а также формировать, проводить аудит и оптимизировать портфели брендов компаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа здоровья и потребительского капитала брендов в рамках учебных проектов.
  • Владеет навыками оценки охраноспособности и уникальности идентификаторов брендов.
  • Владеет различными формами моделирования портфеля и архитектуры брендов компании, способен их адаптировать с учетом особенностей маркетинговой деятельности компании.
  • Умеет выявлять информацию о стоимости самых дорогих брендов на различных рынках, обнаруживать основные тенденции изменения стоимости брендов.
  • Умеет применять знания портфелей брендов для решения аналитических практических задач и обоснования принятых решений.
  • Знает и понимает значимость брендов как нематериальных активов компаний, умеет аргументировать преимущества бренд-ориентированного подхода для компаний.
  • Умеет различать и описывать классическую концепцию брендинга и известные современные авторские концепции.
  • Владеет навыками использования данной информации для аргументации решений в сфере брендинга.
  • Владеет навыками описания идентичности существующего бренда на основе нескольких современных моделей.
  • Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач по оценке стоимости бренда. Знает основные подходы к анализу стоимости бренда, представленные в индустрии (Millward Brown, Interbrand, Brand Finance).
  • Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач по формированию и развитию капитала бренда. Знает основные этапы аудита брендов. Знает основные методы анализа капитала и здоровья бренда, представленные в индустрии (Аакер, Y&R, Millward Brown, Interbrand, GfK).
  • Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач разработки брендов, самостоятельно выявляет данные, необходимые для выполнения учебных практических заданий по анализу и разработке концепции брендов.
  • Знает основные типы портфелей брендов и принципы их построения.
  • Знает понятийный аппарат, основные концепции и модели брендинга.
  • Знает принципы разработки концепции бренда, позиционирования и его идентичности, знает этапы и технологию разработки позиционирования и идентичности бренда.
  • Знает составляющие системы идентификаторов бренда, их основные виды. Знает этапы разработки идентификаторов брендов.
  • Умеет интерпретировать результаты анализа капитала и здоровья бренда и на основе их ставить управленческие задачи по развитию бренда и применению различных технологий развития брендов (ребренлинга, репозиционирования, рестайлинга и др.).
  • Умеет использовать знания о тенденциях развития рынка, социальных трендах, характеристиках потребительского поведения на основе которых умеет разрабатывать концепцию бренда в рамках учебного проекта и обосновывать принятые решения.
  • Умеет применять знания отдельных этапов в ходе выполнения практического задания по брендингу с учетом обозначенной стратегии компании, умеет организовать поэтапное выполнение учебного проекта для достижения результата.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современные концепции брендинга и бренд-менеджментав современной академической и бизнес-сферах
  • Тема 2. Типы брендов и стратегии брендинга. Портфель брендов компании, архитектура и роли брендов
  • Тема 3. Разработка платформы бренда: наиболее известные концепции и успешные практики
  • Тема 4. Разработка системы идентификаторов бренда
  • Тема 5. Формирование капитала бренда и развитие бренда во времени: управленческие решения
  • Тема 6. Оценка стоимости бренда
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание 1: сбор информации по составу брендов нескольких компаний, работающих в одной товарной категории, сравнительный анализ типов брендов, марочного портфеля и архитектуры брендов, используемый в компаниях. Применение методов анализа Д. Аакера, а также одного из других методов анализа портфелей брендов, изучаемых в рамках данной дисциплины. Выявление сильных и слабых сторон портфелей брендов и разработка рекомендаций, касающиеся возможностей изменения или оптимизации портфеля брендов одной из компаний. Команды (не более 4 человек) выбирают товарную категорию и несколько компаний, бренды которых в ней представлены. Каждый член команды проводит сбор информации и анализ по одной из компаний. командные решения касаются: выбора товарной категории, сравнения типов брендов, портфелей и архитектур разных компаний, выбора методов анализа и форм представления результатов, разработки рекомендаций. оценка студента складывается из оценки индивидуальной работы (50%) и оценки работы команды (50%).
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2: анализ позиционирования товарных брендов и моделирование идентичности отдельных брендов изучаемых компаний на основе нескольких разных моделей, используемых в современной индустрии. Проведение сравнения, выявление сильных и слабых решений. Команды (не более 4 человек) выбирают товарную категорию и несколько компаний, бренды которых в ней представлены. Каждый член команды проводит сбор информации и анализ по одной из компаний. Командные решения касаются: сравнения брендов разных компаний, выбора методов анализа и форм представления результатов. Оценка студента складывается из оценки индивидуальной работы (50%) и оценки работы команды (50%)
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из 2-х частей: индивидуальной и командной. Командная часть: презентация проектной работы, состоящей из: 1. выявление особенностей брендинга на конкретном рынке, 2. разработка системы идентичности и позиционирования нового бренда по заданному брифу, 3. разработка нескольких вариантов названия и определение возможностей регистрации его как товарного знака, а также регистрации доменного имени, 4. разработка предложений по расширению бренда на иные категории товаров и услуг. Индивидуальная часть состоит из тестовых заданий по пройденным темам. Образец теста приведен в файле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Домашнее задание 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creating signature stories : strategic messaging that energizes, persuades and inspires, Aaker, D. A., 2018
  • Owning game-changing subcategories : uncommon growth in the digital age, Aaker, D. A., 2020
  • Домнин, В. Н.  Брендинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Домнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02980-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433237 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Как обойти конкурентов : создаем сильный бренд, Аакер, Д. А., 2012
  • Котлер Ф., Келлер К.Л. - Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс - 978-5-496-02422-8 - Санкт-Петербург: Питер - 2016 - 352726 - https://ibooks.ru/bookshelf/352726/reading - iBOOKS
  • Маркетинг, ориентированный на стоимость : маркетинговые стратегии для обеспечения роста компании и увеличения ее акционерной стоимости, Дойль, П., 2001
  • Новые парадигмы развития маркетинговых инструментов в условиях трансформации современной экономики : монография / под редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-394-04291-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173973 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Управление брендами : учебник, Старов, С. А., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов: Практическое руководство / Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 524 с.: ISBN 978-5-9614-5785-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003547
  • Бренд в современной культуре: Монография/Дмитриева Л.М. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9776-0369-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/522964
  • Бренд-лидерство: новая концепция брендинга, Аакер, Д. А., 2003
  • Брендинг территорий. Лучшие мировые практики, , 2013
  • Брендинг: Учебное пособие / Годин А.М., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2016. - 184 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-02629-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/329358
  • Грошев, И.В. Системный бренд-менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям менеджмента и маркетинга / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 655 с. - ISBN 978-5-238-02203-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028854
  • Живые бренды : новый подход к созданию и продвижению брендов, Надо, Р., 2009
  • Когденко, В.Г. Управление стоимостью компании. Ценностно-ориентированный менеджмент : учебник для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент» / В.Г. Когденко, М.В. Мельник. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 447 с. — (Корпоративная финансовая политика). - ISBN 978-5-238-02292-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027329 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027329
  • Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 'Издательство Шаркова', 2017. - 270 с.: ISBN 978-5-394-02075-9
  • Концепция управления стоимостью компании. Теория, методология и практика в свете современных тенденций организационного дизайна : монография / А.Л. Рожковский. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 277 с. : ил. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/971929
  • Морозова Софья Алексеевна, & Morozova Sofia Alekseevna. (2018). Зачем нужен брендинг ; What is branding and why do you need it? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CC69CB2F
  • Музыкант, В. Л.  Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Музыкант. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09873-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428806 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Незримые ценности бренда, Шеррингтон, М., 2006
  • Пономарёва, Е. А.  Бренд-менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Пономарёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9046-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433214 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой уникальности / Дробо К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 276 с.: ISBN 5-9614-0109-X - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923764
  • Симметрико-ориентированный подход к переводу терминологии брендинга: англо-русско-китайские параллели / ЧистоваЕ.В. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 188 с.: ISBN 978-5-7638-3138-2
  • Старов, С. А. Управление брендами [Электронный ресурс] : учебник / С. А. Старов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — 2-е изд., испр. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. — 500 с. - ISBN 978-5-9924-0034-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493519
  • Стоимость собственности. Оценка и управление (25 лет оценочной деятельности. Траектория развития) : монография / Ю. В. Андрианова, А. А. Бакулина, Н. А. Бондарева [и др.] ; под ред. Т. В. Тазихиной, М. А. Федотовой. — Москва : Русайнс, 2019. — 381 с. — ISBN 978-5-4365-3808-2. — URL: https://book.ru/book/933894 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Стратегическое рыночное управление, Аакер, Д., 2007
  • Тульчинский, Г. Л.  Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05503-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437894 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080300 «Коммерция», 070801 «Реклама» / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд ; пред. и пер. с англ. Б.Л. Ерёмина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00894-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039965