• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Макроэкономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Макроэкономика» изучается на 2-ом курсе бакалавриата (1-4 модули). Курс предполагает изучение основных макроэкономических концепций и моделей, их использование для анализа экономических процессов. Особое внимание уделяется макроэкономической политике государства: целям, инструментам, правилам фискальной и монетарной политики, опыту антикризисного регулирования. В 1-2-м модулях изучаются основы макроэкономики, в 3-4-м модулях основное внимание уделяется проблемам открытой экономики, экономическому росту и вопросам экономической политики. Изучение макроэкономики базируется на таких дисциплинах, как математика, микроэкономика, английский язык. Дисциплина является обязательной и относится к числу дисциплин профессионального цикла. Основные положения курса «Макроэкономика» могут быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин, как «Экономика общественного сектора», «Экономическая и социальная статистика». Элементы контроля по дисциплине Макроэкономика включают работу на семинарских занятиях, 2 контрольные работы, 2 экзамена в конце 2-го и 4-го модулей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения данной дисциплины являются: овладение аналитическим аппаратом исследования макроэкономических проблем; получение более детального представления о разнообразных макроэкономических процессах; углубление навыков решения количественных задач; расширение представления о современных направлениях развития макроэкономики и новых областях ее применения; формирование экономического мышления и умения анализировать содержание макроэкономической политики правительства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические и современные теории международной торговли.
  • Знает основные тождества, характеризующие взаимосвязи в открытой экономике. Понимает взаимосвязь внутренних секторов экономики с внешним миром.
  • Знает понятие, типы и факторы экономического роста. Знает модель роста Солоу, решает задачи с использованием этой модели. Знает модели эндогенного роста.
  • Знает причины и виды миграции, ее влияние на экономику отдающей и принимающей страны. Решает задачи на определение последствий миграции для рынков труда. Знает структуру международных потоков капитала, их влияние на экономики принимающих стран, способы регулирования.
  • Знает структуру платежного баланса и основные факторы, влияющие на платежный баланс.
  • Знает тарифные и нетарифные инструменты торговой политики. Решает задачи на определение потерь и выгод от использования этих инструментов.
  • На основе модели IS-LM студенты умеют объяснять последствия проведения фискальной и монетарной политики в краткосрочном периоде
  • Понимает и может сравнивать эффективность экономической политики в условиях фиксированного и плавающего валютного курса и разной мобильности капитала. Решает задачи с использованием модели краткосрочного равновесия в открытой экономике (IS-LM-BP).
  • Понимает и может сформулировать основные причины мирового финансового кризиса и особенности его протекания в российской экономике. Знает основные антикризисные меры, использовавшиеся фискальными и монетарными властями разных стран. Студент знает основные причины долгового кризиса (кризиса евро) в европейских странах и его последствия.
  • Понимает различие между номинальным и реальным валютным курсом. Умеет рассчитывать индекс реального валютного курса, обменный курс по ППС. Знает условия покрытого и непокрытого процентного паритета, умеет решать задачи на определение процентных ставок и курсов, соответствующих этим условиям. Понимает особенности проведения экономической политики в условиях разных режимов валютных курсов. Знает суть концепции "трилеммы политики"("невозможной троицы") и ее особенности в современных условиях.
  • Студент знает основные макроэкономические переменные, типы макроэкономических агентов и макроэкономических рынков; умеет объяснять макроэкономические взаимосвязи на примере четырёхсекторной модели экономики
  • Студент понимает модель кейнсианского креста и умеет объяснять механизм влияния различных инструментов фискальной политики на экономику
  • Студент понимает различия между активной и пассивной политикой; политикой правил и дискреционной политикой. Знает правила фискальной и монетарной политики и решает соответствующие задачи. Может объяснить влияние неопределенности, ожиданий экономических агентов, доверия на результаты экономической политики. Знает суть концепции "несогласованности экономической политики", политического бизнес-цикла.
  • Студент понимает, на какие группы делится население, знает виды безработицы и умеет объяснять характер взаимосвязи безработицы и ВВП на примере закона Оукена
  • Студент умеет объяснять виды, причины и издержки инфляции; понимает последствия неожиданной инфляции и отличие номинальной ставки процента от реальной.
  • Студент умеет объяснять различные методы подсчёта ВВП, отличать номинальный ВВП от реального и объяснять, с помощью каких способов можно определять индексы цен, а также достоинства и недостатки различных индексов.
  • Студенты понимают отличие краткосрочного равновесия от долгосрочного, а также механизм влияния фискальной и монетарной политики на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде
  • Студенты понимают функции центрального банка, механизм работы коммерческих банков, умеют объяснять процесс создания денежной массы коммерческими банками и механизм влияния монетарной политики на экономику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в макроэкономику
  • Система национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП, индексы цен
  • Безработица. Экономический цикл.
  • Инфляция
  • Равновесие на товарном рынке. Фискальная политика.
  • Равновесие на рынке денег. Банковская система и монетарная политика.
  • Модель IS-LM
  • Совокупный спрос, совокупное предложение. Модель AD-AS.
  • Открытая экономика. Введение.
  • Теории международной торговли
  • Внешнеторговая политика
  • Платежный баланс
  • Международное движение факторов производства.
  • Валютный курс
  • Особенности экономической политики в условиях финансового и долгового кризисов.
  • Общие проблемы макроэкономической политики в современной экономике
  • Экономический рост
  • Экономическая политика в открытой экономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа №2
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность студентов на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка за первый семестр рассчитывается как: Оитог1= 0,3*Осем+0,3*Окр+0,4*Оэкз, где Оитог1 - итоговая оценка за первый семестр Осем - оценка за работу на семинарах Окр - оценка за контрольную работу Оэкз - оценка за экзамен
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Итоговая оценка за второй семестр (О итог.2) включает оценку за контрольную работу с коэф. 0,3; оценку за работу на семинарах с коэф. 0,3 и оценку за экзаменационную работу с коэф. 0,4: О итог.2= О контр.х0,3 + О сем.х0,3 +О экз.х0,4 Экзамен по курсу макроэкономики проводится в письменной форме в аудитории, продолжительность 1 час 20 мин.. При расчете итоговой оценки за второй семестр в случае пересдачи экзамена (первой или второй - комиссии) в формулу идет оценка, полученная на пересдаче .
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2013
  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010
  • Макроэкономика : элементы продвинутого подхода : учебник для вузов, Туманова, Е. А., 2004
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013
  • Международная экономика : учебник, Миклашевская, Н. А., 2004
  • Международная экономика : учебник, Миклашевская, Н. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика: элементы продвинутого подхода : учебник для вузов, Туманова, Е. А., 2010
  • Международная экономика : теория и политика, Кругман, П. Р., 2003