• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Социологические методы онлайн-исследований

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной сферы и цифровая аналитика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее консервативной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых онлайн-технологий, оказывающих влияние на все сферы повседневной жизни. В связи с этим возникает целый ряд методических проблем и возможностей, а также появляется необходимость рассмотрения потенциала методов сбора и дальнейшего использования данных в новых социальных и технологических реалиях. В рамках курса предполагается рассмотрение таких тем как место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных; digital феномены и digital методы; опросные и не-опросные методы онлайн (от онлайн-анкет до мобильной этнографии); организационно-технические возможности проведения онлайн-исследований (от подготовки технического задания до создания исследовательского архива).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с многообразием актуальных методов онлайн-исследований: демонстрация разнообразия актуальных методов онлайн-исследований и обучение студентов пониманию специфики их использования, учитывая методические и организационно-технические возможности и ограничения.
  • Обсуждение опыта использования специализированных инструментов для оперативного сбора онлайн-данных и выработка практических навыков по подготовке, проведению и аудиту прикладного исследования, реализованного при помощи онлайн-методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками использования специализированных онлайн-сервисов (Яндекс.Исследования и др.), ориентируется в принципах подготовки и работы исследовательских архивов онлайн.
  • Знает об основных трендах цифровой реальности.
  • Понимает особенности роли мобильного исследователя и специфику мобильных методов.
  • Понимает причины и последствия технологизации методов сбора данных (ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов).
  • Понимает этические особенности проведения онлайн-исследований.
  • Умеет составить инструментарий для онлайн-опроса и скорректировать имеющийся инструментарий.
  • Умеет составить не-опросный инструментарий для его использования онлайн и скорректировать имеющийся инструментарий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая реальность, социум и методы
  • Опросные методы онлайн: онлайн-анкетирование, онлайн-интервью, онлайн фокус-группы, исследовательские сообщества.
  • Не-опросные методы онлайн: нетнография, анализ медиапространства, цифровая картография.
  • Использование специализированных онлайн-ресурсов. Исследовательские архивы онлайн.
  • Организационно-технические аспекты при проведении онлайн-исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    В ходе выполнения домашнего задания 1 (эссе) студент должен продемонстрировать рефлексию относительно использования различных онлайн-методов применительно к выбранной теме исследования. Объем эссе 700-1500 слов. Оценивается: ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (проект)
    Проект "Анализ сообщества" по выбору студента
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    В развернутых ответах на вопросы студент должен продемонстрировать понимание основных проблем и современных интерпретаций цифровых феноменов и онлайн-методов, обсуждаемых на лекционных и семинарских занятий, а также хорошее знание первоисточников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.45 * Домашнее задание 2 (проект) + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sheller, M., & Urry, J. (2006). Mobile Technologies of the City. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157819
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118

Рекомендуемая дополнительная литература

  • de Souza e Silva, A., & Sheller, M. (2014). Mobility and Locative Media : Mobile Communication in Hybrid Spaces. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831957
  • Королева, Д. О. (2016). Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers ; Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B081B542
  • ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523