Магистратура
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Институциональная теория права: компаративистика культур"
Статус:
Курс обязательный (Право: исследовательская программа)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Четвернин Владимир Александрович
Прогр. обучения:
Право: исследовательская программа
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Институциональная теория права (ИТП) – объяснительная наука о “правильном” (“правовом”) социальном устройстве. ИТП строится на соединении институционализма и культурологии. В отличие от советско-постсоветской ТГП, она не ограничивается анализом нормативных текстов, а исследует (и объясняет) социальные практики и институты. Социальные институты – это устойчивый порядок человеческой деятельности, системы формальных и неформальных социальных норм. Известны два типа таких порядков: в ИТП они обозначаются как “правовой” и “потестарный” типы культуры; правовой строится на запрете агрессивного насилия (ЗАН) (у Дугласа Норта и его коллег те же смыслы выражены категориями “порядок с открытым доступом” и “порядок с ограниченным доступом”). В формате НИС изучение ИТП предполагает знание студентами как Русской Системы, так и культурных систем Запада (культуры common law и континентальной европейской культуры), в меньшей мере – знание Китая, Ислама и т.д. Необходимые темы для изучения ИТП – типы правопонимания, ментально-антропологические типы, логоцентрическое и социально-научное понимание закона, закон и судебная практика, структура регуляции на основе ЗАН, “позитивная” регуляция и механизм принуждения в системе ЗАН, свобода договора и ее ограничения, юстициабельность ЗАН, типология культур, историческая эволюция культур, перспективы Запада, Русской Системы, Китая и Ислама, “глобализация” и “конвергенция”.
Цель освоения дисциплины
- систематическое изучение права как особого типа институтов и основного способа социального контроля в культурных системах, эволюции и контрэволюции правовых культур
Планируемые результаты обучения
- Знать предмет, методы и методологический инструментарий институциональной теории и юриспруденции
- Знать парадигмы и подходы к изучению социального порядка в основных юридических дискурсах современности
- Знать системы институтов в конкурирующих типах культуры
- Знать историко-цивилизационную типологизацию макрокультурных систем
- Уметь анализировать современные концепции правопонимания и использовать институциональный анализ в изучении нормативных текстов и юридически значимых практик
- Уметь изучать функции и механизм функционирования права и обрабатывать эмпирические и информационные данные
- Владеть методологией и методикой научных исследований в области права, а также навыками самостоятельной исследовательской работы
- Владеть умениями качественного анализа данных, необходимых для изучения правовых институтов и юридических текстов
- Владеть информационными технологиями, используемыми для анализа юридических практик и контроля девиантного поведения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Правопонимание
- Тема 2. Право как социальный институт
- Тема 3. Право и культурная эволюция (правовые и потестарные культуры)
- Тема 4. Капитализм: гражданское общество и правовое государство
- Тема 5. Социализм: перераспределительное государство
- Тема 6. Тоталитарное государство: идеология и практика коммунизма
- Тема 7. Текст права
- Тема 8. Юридический механизм принуждения
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модульПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: преподавателем оценивается активность студентов в дискуссиях на семинаре, правильность ответов на вопросы на семинаре, заинтересованность в коллективных обсуждениях проблематики семинарского занятия. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточной аттестацией – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: преподавателем оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит в виде реферата по курсу. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточной аттестацией – Осам. работа. Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Онакопленная = n1 ·Оаудиторная + n2 ·Осам. работа Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1, при этом n1 = 0,5; n2 = 0,5. Способ округления накопленной оценки по дисциплине: арифметический. Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за промежуточную аттестацию в форме экзамена: Орезультирующая = k1 ·Оэкзамен + k2 ·Онакопленная При выставлении результирующей оценки по дисциплине учитываются следующие оценки: оценка, полученная студентом на экзамене; накопленная оценка по дисциплине, состоящая из оценки за работу на семинарских занятиях и оценки за самостоятельную работу. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом k1 = 0,5; k2 = 0,5. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический. В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 816 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2011