• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Политическая культура изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Мухин Николай Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Уникальность политической культуры Китая заключается в необычайном синтезе традиционных представлений о власти в императорском Китае и теорий и практик современного политического руководства. Таким образом политический опыт Китая представляет собой самобытный тернистый путь от традиционной восточной империи, управляемой в соответствии с морально-этическими принципами китайской культуры, до ее перерождения в лице современного социалистического государства с национальной спецификой. Данный курс критически оценивает политическую культуру страны. С одной стороны, он объясняет, как в современном китайском государстве традиционные китайские политическая мысль и опыт отражаются в современной политической архитектуре китайской власти. С другой стороны, он призван провести четкие границы между традиционной политической культурой и современными политическими практиками во избежание стереотипного понимания влияния традиции на современные политические процессы страны. Данная дисциплина оценивает политическую культуру страны как с точки зрения изучении Китая как отдельной культурной цивилизации, так и через призму современных политологических теорий. Особое внимание в курсе уделяется изучению представлений о государственной власти, ее внутреннем устройстве и отношению между властью и народом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у учащихся комплексного представления уникальных культурных особенностей китайской государственной власти от ее истоков до современности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет особенности политической культуры Китая.
  • Называет основные философские традиции древнего Китая. Объясняет традиционное представление китайского государства как семьи во главе с благородным правителем – Сыном Неба.
  • Объясняет основные столпы устойчивости китайской императорской власти. Объясняет политические взаимоотношения власти и народа в императорском Китае. Анализирует традиционное китайское государство как империю. Объясняет становление китайской империи и ее цивилизационную миссию.
  • Объясняет отношения между властью и обществом в традиционном Китае. Объясняет традицию крестьянских бунтов и роли тайных сообществ в политической жизни страны.
  • Анализирует причины «экзистенциального кризиса» китайской нации и представляет поиск новых политических решений в борьбе за ее выживание. Синтезирует изучение плодов «западных наук» и традиционную политическую философию Китая.
  • Сравнивает идеи республики Сунь Ятсена и идеи о «новой китайской демократии» Мао Цзэдуна. Называет причины победы КПК в гражданской войне. Анализирует государственное строительство на ранних этапах существования КНР через сравнительную призму китайского традиционного государства.
  • Объясняет роль КПК в китайском обществе, разницу между партийными и государственными институтами власти в КНР.
  • Анализирует ключевые особенности внутриполитической борьбы, отличает формальные и неформальные практики политики в высших эшелонах власти. Анализирует цикличность преобладания коллективного руководства или единоличной власти верховного лидера на разных этапах существования КНР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. От Сына Неба к Коммунистической Партии.
  • Традиционные скрепы. Конфуцианство, даосизм и легизм.
  • Китайская империя. Политика императорского двора и культурная экспансия.
  • Почему китайцы бунтуют? Тайные сообщества и крестьянские войны.
  • Кризис китайской идентичности. Крах монархии и идейные течения XIX-XX вв.
  • Китайское поле экспериментов. Республика Сунь Ятсена и «новая демократия» Мао Цзэдуна.
  • Новый Китай. Мао Цзэдун и специфика государственного строительства в КНР.
  • От революционной к правящей партии. Культ личности Мао Цзэдуна и стратегии выживания во внутриполитической борьбе.
  • После Мао. Реставрация и институционализация политики элит после Культурной революции: передачи власти, и путь от диктатуры к коллективному руководству.
  • Неформальное руководство. Старая гвардия и семейная политика «красных» элит.
  • Китайская специфика. Идеи Дэн Сяопина и реформы. КПК в эпоху реформ и открытости.
  • Поколение Цзяна. Идеи «тройного представительства» и становление «Шанхайской клики».
  • Потерянное десятилетие. Золотой век экономического роста и концепция гармоничного развития общества Ху Цзиньтао.
  • Императором не рождаются. Мечта Си Цзиньпина о возрождении китайской нации и конец «века унижений».
  • Председатель Си. «Мысли Си Цзиньпина» и новые правила внутрипартийной борьбы в XXI веке.
  • Китай на пути к глобальному господству. Культурная и экономическая экспансия КНР в эпоху Си Цзиньпина. Соперничество с США и партнерство с Россией.
  • Нужна ли китайцам демократия? Политический опыт Тайваня, гражданские протесты в КНР и Гонконге.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе на одну из предложенных тем по содержанию курса
    В своем эссе Вы должны проследить связь политической традиции Китая с современными тенденциями в политике КНР, Гонконга или Тайваня. Примерный набор тем представлен в Плане Лекций, но в последствии будет предложен ряд конкретных тем для работы. Обучающиеся могут предложить свою тему на согласование с преподавателем. В каждом эссе вы должны использовать от 6 источников информации. В этом качестве подходят книги, статьи и публикации СМИ на русском, английском и китайском языках. Все источники должны быть отражены в списке использованной литературы. Объем эссе: 2000 – 3000 слов (примерно 5-7 страниц текста). Максимальная оценка за эссе - 10 баллов. Оцениваться эссе будут по следующим критериям: Оригинальность предлагаемой идеи и ее концептуальное исполнение. Общая структура и последовательность развития идеи. Количество и качество использованной литературы. Использование литературы на разных языках.
  • неблокирующий Посещение и участие в семинарах
    Участие в семинарах является неотъемлемой частью общей оценки курса. В рамках семинара мы обсуждаем важные концепции и темы, представленные в курсе. Понимание логики и основных причинно-следственных связей является ключевым элементом для составления общей картины политической культуры Китая и ее проявления в современной политике страны. У нас всего 8 оцениваемых семинаров, со второго (16.01) по девятый (20.03). На каждом семинаре вы можете получить от 6 до 9 баллов за работу: 6 – посещение занятия без участия в обсуждениях; 7 – участие в дискуссиях и демонстрация знания заданных материалов; 8 – активное участие в дискуссиях, формулирование креативных идей, задавание вопросов коллегам и преподавателю; 9 – посещение занятия с активным участием в дискуссиях и успешной интеграцией содержания курса в мировую историю, а также сравнением опыта Китая с политическими теориями и практиками, принятыми в других культурах. Итоговая оценка за посещение и работу на семинарах считается по среднеарифметической оценке за работу на семинарах на протяжении всего курса. Студенты, которые пропустили только один семинар без уважительной причины (УП) или посетили все семинары, получают дополнительный балл к итоговой оценке за посещение и работу на семинаре. Дополнительный балл к итоговой оценке за участие в семинарах призван поощрить студентов, которые посетили все занятия или пропустили одно без УП). Оценка за пропущенный семинар без уважительной причины равна 0. Если Вы пропустили занятие без УП, то можете возместить его, сдав конспект/короткое эссе на тему занятия по материалам, опубликованным на групповом Гугл диске. Конспект/эссе оценивается по шкале от 6 до 9. Каждый студент может воспользоваться правом написать конспект/эссе для возмещения не более двух пропусков в модуль без УП. Если Вы отсутствовали с документально подтвержденной УП, Ваши пропуски не учитываются в вычислении среднеарифметической оценки по итогам работы на семинарах.
  • неблокирующий Подготовка докладов и конспектов на семинары по предложенным материалам
    Подготовка докладов и конспектов на семинары по предложенным материалам (максимум = 8 баллов). На протяжении курса каждый студент должен приготовить два доклада на семинар по предложенным материалам. Доклад осуществляется на семинаре с ограничением по времени в 5-7 минут. Материалы для докладов посвящены либо основным концепциям и теориям, обсуждаемым в рамках курса, либо историческим кейсам, связанным с темой занятия. В дополнение к докладу обучающиеся должны приготовить конспект на 1-2 страницы. Конспекты призваны помочь обучающимся освежить в памяти значимые персоналии, основные концепты или исторические события, затронутые в рамках курса. Студенты могут приготовить дополнительные доклады/конспекты, если хотят повысить свою оценку за пропущенный семинар или за семинар, в котором они не принимали активного участия.
  • неблокирующий Интервью
    В рамках данного курса общеуниверситетская проблема инфляции оценок воспринимается очень серьезно. Оценку выше 8 баллов можно получить только при выдающейся мотивации, инициативности, а также глубокой вовлеченности в предмет. Оценку 9 можно получить лишь при условии, что студент отлично работал на протяжении семестра, пропустил не более одного семинара в каждом из двух модулей без уважительной причины (среднеарифметическая за работу + 1 балл) и написал эссе на 9 баллов. Студентам, которые претендуют на оценку 10 по итогам всей дисциплины, будет предложен экзамен в форме устного собеседования, направленного на выявление общего уровня подготовленности. Во время собеседования студентам будут предложены вопросы, касающиеся основных тем курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Посещение и участие в семинарах + 0.4 * Эссе на одну из предложенных тем по содержанию курса + 0.01 * Интервью + 0.19 * Подготовка докладов и конспектов на семинары по предложенным материалам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т.2: Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н.э. - III в. н.э.), , 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Китая. Духовная культура Китая, , 2003