• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Политическая культура изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Уникальность политической культуры Китая заключается в необычайном синтезе традиционных представлений о власти в императорском Китае и теорий и практик современного политического руководства. Таким образом политический опыт Китая представляет собой самобытный тернистый путь от традиционной восточной империи, управляемой в соответствии с морально-этическими принципами китайской культуры, до ее перерождения в лице современного социалистического государства с национальной спецификой. Данный курс критически оценивает политическую культуру страны. С одной стороны, он объясняет, как в современном китайском государстве традиционные китайские политическая мысль и опыт отражаются в современной политической архитектуре китайской власти. С другой стороны, он призван провести четкие границы между традиционной политической культурой и современными политическими практиками во избежание стереотипного понимания влияния традиции на современные политические процессы страны. Данная дисциплина оценивает политическую культуру страны как с точки зрения изучении Китая как отдельной культурной цивилизации, так и через призму современных политологических теорий. Особое внимание в курсе уделяется изучению представлений о государственной власти, ее внутреннем устройстве и отношению между властью и народом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у учащихся комплексного представления уникальных культурных особенностей китайской государственной власти от ее истоков до современности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет особенности политической культуры Китая.
  • Называет основные философские традиции древнего Китая. Объясняет традиционное представление китайского государства как семьи во главе с благородным правителем – Сыном Неба.
  • Объясняет основные столпы устойчивости китайской императорской власти. Объясняет политические взаимоотношения власти и народа в императорском Китае. Анализирует традиционное китайское государство как империю. Объясняет становление китайской империи и ее цивилизационную миссию.
  • Объясняет отношения между властью и обществом в традиционном Китае. Объясняет традицию крестьянских бунтов и роли тайных сообществ в политической жизни страны.
  • Анализирует причины «экзистенциального кризиса» китайской нации и представляет поиск новых политических решений в борьбе за ее выживание. Синтезирует изучение плодов «западных наук» и традиционную политическую философию Китая.
  • Сравнивает идеи республики Сунь Ятсена и идеи о «новой китайской демократии» Мао Цзэдуна. Называет причины победы КПК в гражданской войне. Анализирует государственное строительство на ранних этапах существования КНР через сравнительную призму китайского традиционного государства.
  • Объясняет роль КПК в китайском обществе, разницу между партийными и государственными институтами власти в КНР.
  • Анализирует ключевые особенности внутриполитической борьбы, отличает формальные и неформальные практики политики в высших эшелонах власти. Анализирует цикличность преобладания коллективного руководства или единоличной власти верховного лидера на разных этапах существования КНР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема этноцентризма в исторической науке и политологии, «похищение истории». Основные европейские концепции общественного развития и проблемы их применения к истории Востока.
  • Причины распространения марксизма на Востоке, китайские традиции построения общественных утопий. Особенности восприятия китайской общественной мыслью марксизма и его основных положений.
  • Сунь Ятсен и его концепции общественного развития Китая. «Три народных принципа» и три этапа развития страны. Марксизм и социализм в интерпретации Сунь Ятсена. Истоки концепции «возрождения китайской нации». Роль Чан Кайши в развитии китайской общественной мысли.
  • Теоретическое и идейное наследие Мао Цзэдуна. Идеи Мао Цзэдуна в области международных отношений. Вклад Дэн Сяопина в «китаизированный марксизм», теорию «трех миров» и политику формирования «единого фронта борьбы с советским гегемонизмом».
  • Вклад Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао в общественную мысль Китая
  • Идейный вклад Си Цзиньпина в сегодняшнюю общественную мысль Китая. Развитие концепции «сяокан», выдвижение понятия «китайской мечты» и «общей судьбы» для всего мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Ответ на семинарах 1-2
  • неблокирующий Ответ на семинарах 3-4
  • неблокирующий Ответ на семинарах 5-6
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Ответ на семинарах 1-2 + 0.25 * эссе + 0.25 * Ответ на семинарах 3-4 + 0.25 * Ответ на семинарах 5-6