• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Микроэкономика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина посвящена изучению микроэкономических концепций и теорий, а также основанных на них знаниях о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Курс является основой получения фундаментальных знаний экономической теории на микроуровне. Практическая направленность курса "Микроэкономика" предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности маркетологов, менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Курс предполагает проверку теоретических знаний через письменные контрольные работы и экзамен, а также практических навыков через групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли, направленное на формирование навыков принятия управленческих решений). Поскольку курс Микроэкономики начинается с 1 семестра, изучение дисциплины базируется на знаниях математики и обществоведения, полученных студентами в средней школе. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении общего и стратегического менеджмента, общей теории маркетинга и его отраслевых аспектов, анализа поведения потребителей, анализа рыночных структур и предпринимательства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать базовые навыки применения методов и инструментов экономического анализа; - выработать умение принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • рассчитывает оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывает ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • анализирует влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
  • вычисляет издержки производства и выполняет экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; анализирует их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
  • анализирует причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
  • определяет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, рассчитывает цену товара на рынке «лимонов»,
  • определяет экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, рассчитывает цену фактора производства, обосновывает выбор работника по поводу труда и отдыха
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
  • Тема 2. Теория предельной полезности
  • Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
  • Тема 4. Анализ поведения потребителя
  • Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
  • Тема 7. Затраты и результаты производства
  • Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
  • Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
  • Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
  • Тема 11 Олигополистический рынок
  • Тема 12 Рынок факторов производства
  • Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
  • Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
  • Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа продолжительностью 80 минут, в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия. Проводится по индивидуальным билетам. Включает несколько типов заданий, в том числе теоретические вопросы/проблемные ситуации, тесты, качественные задачи с графической иллюстрацией ответа и количественные (расчетные) задачи. Для каждого задания в билете указывается максимальное количество баллов за их выполнение. Максимальное количество баллов, которое может получить студент на контрольной работе, равно 100. Работа выполняется студентом самостоятельно. Наличие у студента каких-либо текстов и материалов (в т. ч. на электронных носителях) на всех контрольных мероприятиях (самостоятельных аудиторных и контрольных работах) запрещается. В случае наличия при себе таковых носителей студенту выставляется оценка 0 баллов.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой самостоятельное исследование конкретного рынка товаров (услуг). Выполняется в составе команды по 7-8 человек. Состав участников команды формируется студентами самостоятельно. Начисление баллов на каждом этапе происходит на команду и распределяется между участниками самостоятельно, пропорционально вкладу каждого. Максимальное количество баллов на команду – 700-800 (из расчета 100 баллов на участника) за все своевременно выполненные задания. Задания к домашней работе, подробные рекомендации по их выполнению, порядок и критерии начисления баллов изложены в «Методических указаниях по написанию домашней работы» (см. раздел Примеры заданий). Своевременное выполнение всех этапов домашней работы и их оценивание осуществляет преподаватель, ведущий семинарские занятия или учебный ассистент по поручению преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа оценивается по таким показателям, как уровень подготовки студентов, их активность на семинарах (ответы на вопросы, участие в дискуссиях, выступления, решение задач), выполнение аудиторных мини-контрольных. Письменные аудиторные работы (мини-контрольные) проводятся по билетам, включающим несколько видов заданий (тесты, открытые вопросы, графические задания, качественные и расчетные задачи). Для каждого задания в билете указывается максимальное количество баллов, начисляемого за их выполнение. Результаты (оценки) письменных работ суммируются и отражаются в журнале преподавателя в разделе «аудиторная работа». Максимальное количество баллов за аудиторную работу за весь семестр равно 100.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль проводится в форме экзамена по всем темам курса. Он представляет собой работу, включающую ответы на вопросы и выполнение упражнений в течение 80 мин., в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия. Структура экзаменационной работы и методика определения оценки на экзамене аналогична контрольной работе. Проверка работ осуществляется в течение 5 рабочих дней после проведения экзамена (10 дней – при проведении контрольного мероприятия до сессии). Перед выставлением оценок проводится ознакомление студентов с результатами экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Домашняя работа + 0.15 * Контрольная работа №1 + 0.15 * Контрольная работа № 2 + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика: Учебник / И.Н. Никулина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 553 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005083-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/363509
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
  • Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
  • Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6