• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социально-экономическая география

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 86

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются: формирование у студентов представления о месте экономической и социальной географии в системе географических дисциплин, значимости экономико-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности, научных учениях, теориях и концепциях экономической и социальной географии, методах экономико-географического анализа; освоение студентами основополагающих категорий, процессов, явлений и феноменов социально-экономической географии для создания систематизированного целостного представления о закономерностях развития современного мира. Основные задачи дисциплины: 1. рассмотреть развитие основополагающих концепций, теорий и понятий экономической и социальной географии, методов экономико-и социально-географических исследований; 2. сформировать знания о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользовании, закономерностях размещения и пространственного сочетания хозяйственных явлений и объектов, мировых природных ресурсов и районах их концентрации, особенностях размещения населения; 3. изучить глобальные тенденции мирового процесса урбанизации и сформировать представление о городе как о комплексной социально-экономической системе в структуре региональных и национальных экономик. В результате освоения дисциплины студент должен знать: теоретические основы экономической и социальной географии; концептуальные положения общенаучных и географических учений, теорий, гипотез, составляющих научный каркас социально-экономической географии мира; закономерности, причины и следствия формирования и изменения политической карты мира; закономерности и географические особенности динамики, структуры и расселения населения и процессов урбанизации; факторы размещения предприятий различных отраслей хозяйства; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства стран разных социально-экономических типов; принципы и особенности территориальной организации производительных сил и структуры мирового хозяйства, различных стран, регионов и городов мира. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: осуществлять типологический подход и группировку различных социально-экономических явлений и процессов; сопоставлять между собой социально-экономические показатели; определять основные тенденции развития отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы; давать экономико-географическую характеристику территории (страны, экономического района) на основе анализа исторических, экономических, социальных, статистических данных о природных условиях и ресурсах, населении и хозяйстве; анализировать современные социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие; объяснять, опираясь на полученные теоретические знания и разнообразный фактический материал, экономико-географические, социальные, экологические и геополитические процессы различного масштаба в природе и обществе. владеть: развитой информационной культурой, выражающейся в умении отбирать необходимую информацию из различных источников и правильно ее интерпретировать; количественным, сравнительно-географическим и другими методами, навыками и приемами в экономико-географических исследованиях. Промежуточный контроль знаний и навыков студентов осуществляется преподавателями в ходе оценки аудиторной работы обучающихся, промежуточного тестирования, контрольной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о месте экономической и социальной географии в системе географических дисциплин
  • Формирование у студентов представления о значимости экономико-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности
  • Формирование у студентов представления о научных учениях, теориях и концепциях экономической и социальной географии
  • Формирование у студентов представления о методах экономико-географического анализа
  • Освоение студентами основополагающих категорий, процессов, явлений и феноменов социально-экономической географии для создания систематизированного целостного представления о закономерностях развития современного мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть способами картографического изображения
  • Иллюстрировать особенности размещения населения.
  • Иллюстрировать особенности размещения природных ресурсов, производительных сил, населения
  • Иллюстрировать особенности социально-экономических и историко-культурных характеристик основных макрорегионов мира
  • Иллюстрировать особенности территориальной организации общества
  • Иллюстрировать особенности территориальной организации хозяйства и общества.
  • Объяснить базовые соотношения между понятиями на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Объяснить базовые соотношения между понятиями на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии.
  • Оперировать терминологическим аппаратом экономической и социальной географии
  • Оперировать терминологическим аппаратом экономической и социальной географии.
  • Описывать современные проблемы глобального развития человечества
  • Прогнозировать и предлагать различные варианты развития человечества
  • Формулировать и распознавать базовые принципы и концепции экономической и социальной географии
  • Формулировать и распознавать базовые принципы и концепции экономической и социальной географии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная. Структура курса. СЭГ в современном мире: местоположение внутри географии
  • Пространственный анализ
  • Положение геоурбанистики по отношению к СЭГ. Эволюция географического знания. Методы географических исследований
  • Карта - универсальный язык и инструмент географа. Картографические способы отображения СЭ явлений и процессов
  • Ключевые теории и концепции теоретической географии. Условия и факторы размещения.
  • Культурная география
  • География населения
  • География транспорта
  • Пространственно-временная география
  • Экономическая география
  • География поведения и восприятия
  • Сущность и содержание экономико-географического районирования. Экономико-географический район как вид географического района и его специфика.
  • От географии расселения к урбанистике. Город как объект СЭГ. Исторические этапы развития городов. Урбанизационные системы и пространственные формы расселения.
  • Город как система. Экономико-географическое положение городов. Пространственные модели территориальной организации общества. Городская среда. Тенденции развития городов
  • Город глазами горожан
  • Политическая география и политическая карта мира. Международно-политические регионы. Современные цивилизационные макрорегионы современного мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лекционный тест
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка аудиторной работы студентов формируется с учетом активности студентов в общегрупповых дискуссиях, во время выполнения упражнений на семинарских занятиях, качества докладов с презентациями и качества ответов на вопросы преподавателя и других студентов в ходе докладов с презентациями.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.45 * Домашняя работа + 0.3 * Лекционный тест + 0.25 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перцик, Е. Н.  Геоурбанистика : учебник для академического бакалавриата / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 481 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07388-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434063 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Социально-экономическая география : учебник для вузов / М. М. Голубчик, С. В. Макар, А. М. Носонов, Э. Л. Файбусович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11477-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445635 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jonas, A. E. G., Thomas, M. E., & McCann, E. (2015). Urban Geography : A Critical Introduction. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948177
  • Jonas, AEG, McCann, E, & Thomas, M 2015, Urban Geography : A Critical Introduction, John Wiley & Sons, Incorporated, Chicester. Available from: ProQuest Ebook Central. [24 October 2019].
  • Wojcik, D. (2017) The New Oxford Handbook of Economic Geography. Oxford University Press. Available at: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198755609&site=eds-live (Accessed: 24 October 2019)
  • Социально-экономическая география зарубежного мира : учеб. для вузов, Вольский, В. В., 1998