• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Качественные методы политических исследований

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Благодаря прослушиванию данного курса студенты получают практические навыки использования качественных методов в политических исследованиях и экспертно- аналитической работе. Целью курса является обучение студентов навыкам самостоятельного проведения и организации целостного качественного исследования: от выбора стратегии исследования и понимания его методологии до планирования исследовательского дизайна, выбора наиболее подходящих техник сбора данных, выхода в поле, рефлексии относительно полученного материала, обработки и кодирования качественных данных и, наконец, их анализа и визуализации. В ходе курса мы не только непосредственно улучшаем навыки планирования исследования, но и способствуем написанию качественных исследовательских работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов со спецификой качественных методов политических исследований
  • показать исследовательские возможности качественной исследовательской стратегии
  • научить студентов основам выбора стратегии качественного политического исследования
  • дать возможность приобретения практических навыков проведения качественного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает и понимает основные принципы проведения исследования в рамках методологии дискурс-анализа
  • знает и понимает основные принципы проведения фокус-групп
  • знает и понимает основные принципы работы в рамках полевых исследований
  • знает основные исследовательские стратегии в рамках качественных методов в социо-политических исследованиях
  • знает основные результаты проведения исследования в рамках методологии нарративного анализа
  • знает основные типы интервью и как их использовать в социо-политических исследованиях
  • знать основные методологические подходы к использованию качественных методов в политологии
  • знать основные этапы развития научной мысли в отношении качественной методологии
  • понимает основные принципы работы с данными в рамках подхода теории практик
  • понимает специфику качественных данных и понимает принципы работы с ними (категоризация, кодировка, и т.д.)
  • уметь определить место собственного исследования относительно общей степени разработанности проблемы
  • уметь подготовить, организовать и провести собственный сбор качествен- ных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое качественные методы и зачем их использовать?
  • Историческое развитие качественных методов
  • Виды качественных методов. Выбор стратегии исследования
  • Этнографическое исследование
  • От институтов к практикам
  • Работа в «поле»: особенности политических исследований
  • Процедуры и методы полевой работы: интервью
  • Процедуры и методы полевой работы: фокусированное интервью
  • Методы анализа качественных данных: кодирование, каталогизация, обработка
  • Методы анализа качественных данных: нарративный анализ
  • Методы анализа качественных данных: дискурс-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Активность на семинарах II
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Исследовательский дизайн
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Исследовательский дизайн + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Активность на семинарах II
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
  • De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935
  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179
  • Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
  • Laura Camfield. (2018). Rigor and Ethics in the World of Big-team Qualitative Data: Experiences From Research in International Development. https://doi.org/10.1177/0002764218784636
  • Qualitative Interviewing
  • Seidman, I. (2019). Interviewing As Qualitative Research : A Guide for Researchers in Education and the Social Sciences (Vol. Fifth edition). New York, NY: Teachers College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2168597
  • Tannen, Deborah, et al. The Handbook of Discourse Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1895501.
  • Taylor, S. (2013). What Is Discourse Analysis? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562210
  • Лукина, М. Технология интервью : учебное пособие / М. Лукина. — 2-е изд., доп. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 192 с. — ISBN 978–5–7567–0371-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68828 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chaiyapa, W., Esteban, M., & Kameyama, Y. (2018). Why go green? Discourse analysis of motivations for Thailand’s oil and gas companies to invest in renewable energy. Energy Policy, (C), 448. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.enepol.v120y2018icp448.459
  • Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192
  • Marcus, G. E. (1995). ETHNOGRAPHY IN/OF THE WORLD SYSTEM: The Emergence of Multi-Sited Ethnography. Annual Review of Anthropology, 24(1), 95–117. https://doi.org/10.1146/annurev.an.24.100195.000523
  • Verdery, K. (2014). Secrets and Truths : Ethnography in the Archive of Romania’s Secret Police. Budapest: Central European University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=714232