• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Дизайн психологического исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 96
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Колачев Никита Игоревич, Осин Евгений Николаевич
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс позволит студентам-психологам познакомиться с практической стороной исследовательской деятельности. В рамках курса студенты научатся читать и понимать научные статьи, формулировать новые исследовательские вопросы и гипотезы и разрабатывать собственные исследования. Кроме того, студенты освоят этические принципы психологических исследований и познакомятся с принципами открытой науки. Курс состоит из серии индивидуальных и групповых практических заданий и письменных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными шагами планирования исследовательского проекта в психологии и дизайнами исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука о человеке: естественно-научная и гуманитарная парадигмы
  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
  • Традиционные и современные подходы к проверке статистических гипотез: виды ошибки, размер эффекта, доверительные интервалы, статистическая мощность, мета-анализ
  • Смешанные дизайны исследования (mixed-methods research)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ научной статьи
  • неблокирующий Проект научного исследования
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.24 * Проект научного исследования + 0.12 * Активность на семинарах + 0.24 * Анализ научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).