• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Функциональные модели в естественном языке

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются: 1. ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; 2. формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных; 3. углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; 4. изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; 5. формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком для академических целей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики; иметь представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира уметь: - строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств; выявлять в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу владеть: - владеть научными методами анализа языковых данных; иметь представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации; владеть научным аппаратом анализа языка на разных уровнях Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языки мира, Типология, Семантика, Теория грамматики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет на материале русского языка анализировать языковые явления в теории грамматики конструкций
  • умеет на материале русского языка анализировать языковые явления с использованием когнитивных подходов
  • умеет на материале русского языка анализировать языковые явления с использованием функциональных подходов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Формальные и неформальные подходы к описанию языка. Функциональная лингвистика
  • Когнитивное направление
  • Когнитивная лингвистика (продолжение)
  • Грамматика конструкций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Практикум
  • неблокирующий Квизы
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Практикум + 0.4 * Проект + 0.2 * Квизы + 0.2 * Домашнее задание 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бабайцева, В. В. Синтаксис русского языка : монография / В. В. Бабайцева. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 576 с. — ISBN 978-5-9765-2141-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74577 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Функциональный синтаксис русского языка : учебник для вузов / А. С. Мустайоки, З. К. Сабитова, Т. В. Парменова, Л. А. Бирюлин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 728 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11450-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445298 (дата обращения: 28.08.2023).