• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социологическая теория

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 136

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать базовые принципы и понятия теоретической социологии
  • • знать основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей
  • • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
  • Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
  • Тема 3. Культура и общество.
  • Тема 4. Социальные институты
  • Тема 5. Социализация.
  • Тема 6. Социальные группы и организации
  • Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство
  • Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения
  • Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества
  • Тема 10. Социология и современное российское общество
  • РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Тема 1. История социологии как область знания.
  • Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
  • Тема 3. Социология Огюста Конта.
  • Тема 4. Социология Герберта Спенсера.
  • Тема 5. Социология Карла Маркса.
  • Тема 6. Натурализм в социологии.
  • Тема 7. Психобиологический и психологический редукционизм
  • Тема 8. Социология Фердинанда Тённиса.
  • Тема 9. Социология Георга Зиммеля.
  • Тема 10. Социология Эмиля Дюркгейма.
  • Тема 11. Социология Вильфредо Парето.
  • Тема 12. Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков
  • Тема 13. Социология Макса Вебера
  • Тема 14. Эмпирические социальные исследования в XIX–первой половине ХХ века.
  • Тема 15. Исследования локальных сообществ в американской социоло-гии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер).
  • Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
  • Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.
  • Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.
  • Тема 19. Социология Питирима Сорокина.
  • Тема 20. Структурный функционализм: Толкотт Парсонс.
  • Тема 21. Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон.
  • Тема 22. Социология Томаса Хэмфри Маршалла.
  • Тема 23. Социология Чарлза Райта Миллса.
  • Тема 24. Франкфуртская школа неомарксизма.
  • Тема 25. Неофрейдизм в социологии.
  • Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.
  • Тема 27. Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау.
  • Тема 28. Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (1)
  • неблокирующий Эссе (1)
    Задание состоит в следующем: надо подобрать и описать какую-нибудь реальную жизненную ситуацию и дать ее социологическую интерпретацию. Текст должен состоять из двух частей. Первая часть должна содержать описание выбранной ситуации. Это может быть ситуация из собственного жизненного опыта или любая ситуация, которую довелось наблюдать. Ситуацию нужно описать так, чтобы суть ее была понятна читателю, не знакомому с ней. Если в ситуации фигурируют конкретные люди, вовсе не нужно приводить их действительные имена; можно использовать аббревиатуры (например, «К.») или давать действующим лицам псевдонимы. Можно описать ситуацию как от первого лица, так и от лица наблюдателя; при этом повествование от первого лица не означает автоматически, что описанное произошло непременно с вами. Описываемая ситуация – необязательно какое-то конкретное событие. Это может быть какое-то повторяющееся событие, что-то регулярное, фатальная последовательность событий, какая-то проблемная ситуация, которую удается или не удается разрешить; короче говоря, все что угодно, где есть действующие люди, их действия и взаимосвязь этих действий. Описание ситуации не предполагает еще никаких интерпретаций; просто описание того, что есть. Оно должно занять в тексте от 1 до 1,5 страницы. Во второй части дается социологическая интерпретация описанной ситуации. Для интерпретации можно использовать любые знания по социологии: как полученные через лекции, семинары и обсуждаемую литературу, так и добытые самостоятельно. В интерпретации должна использоваться социологическая терминология; термины должны употребляться правильно. Интерпретация должна представлять собой не хаотичную совокупность разрозненных соображений, а более или менее стройный текст. Иначе говоря, это должно быть описание уже описанной ситуации, но только более общее: оно должно раскрывать скрытые смыслы, заложенные в ситуации и неочевидные для простого участника и наблюдателя, показывать, какие социальные силы в этой ситуации работают, отвечать на вопрос, почему дела в ситуации пошли так-то и так-то, а не иначе. При желании можно использовать для интерпретации научную литературу, но обязательности в этом нет. При использовании литературы в тексте должны присутствовать все необходимые ссылки. Эта часть должна занять в тексте от 4 до 5 страниц.
  • неблокирующий Контрольная работа (1)
    Контрольная работа проводится в виде теста, включающего от 20 до 30 вопросов. В ней проверяется усвоение лекционного материала. Это могут быть вопросы как на знание материала, так и на его понимание. Все вопросы содержат закрытый набор альтернативных ответов, из которых нужно выбрать правильные. На выполнение работы дается от 15 минут (20 вопросов) до 20 минут (30 вопросов). При выполнении контрольной работы пользоваться какими-либо материалами (конспектами, учебниками и т.п.) запрещается. По содержанию вопросы являются конкретизациями вопросов для самопроверки.
  • неблокирующий Экзамен (1)
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования материалу курса. Для тех, у кого накопленная оценка, рассчитанная по формуле (Онакопл = 0,3•Оэссе + 0,3•Оконтр.работа + 0,4•Оаудиторная), после арифметического округления ниже 4 баллов, экзамен обязателен; для остальных - необязателен, но может быть сдан по собственному желанию. В случае отсутствия необходимости прохождения экзамена, по этому правилу, оценка за экзамен по умолчанию приравнивается к накопленной.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2)
  • неблокирующий Эссе (2)
    Эссе по одной из предложенных преподавателем тем.
  • неблокирующий Контрольная работа (2)
    Контрольная работа проводится в форме теста по материалу курса, пройденному за полугодие. Студент должен продемонстрировать: • знание материала лекций и обязательной литературы; • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. К электронному тестированию применяются те же требования.
  • неблокирующий Экзамен (2)
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования материалу курса. Для тех, у кого накопленная оценка, рассчитанная по формуле (Онакопл = 0,3•Оэссе + 0,3•Оконтр.работа + 0,4•Оаудиторная), после арифметического округления ниже 4 баллов, экзамен обязателен; для остальных - необязателен, но может быть сдан по собственному желанию. В случае отсутствия необходимости прохождения экзамена, по этому правилу, оценка за экзамен по умолчанию приравнивается к накопленной.
  • неблокирующий Аудиторная работа (3)
    Оцениваются активность и качество работы на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Эссе (3)
  • неблокирующий Экзамен (3)
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования по материалу курса, без билетов и предоставления времени на подготовку ответов на вопросы.
  • неблокирующий домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам
  • неблокирующий Эссе (4)
  • неблокирующий Контрольная работа (4)
    Контрольная работа проводится в конце каждого модуля (2 раза за весь курс) и имеет целью проверку освоения студентами пройденного лекционного материала. Таким образом, одной из целей данного вида контроля является обратная связь между студентом и лектором.
Контрольная работа проводится в письменной форме, в аудитории. Письменная работа содержит два содержательных вопроса. Один из вопросов предполагает как можно более развернутый ответ, с упоминанием всех релевантных вопросу тем из пройденного материала, тем самым показывающий способность студента ориентироваться в пройденном материале; второй — наоборот — предполагает самый краткий (конкретный) ответ (чаще всего — одно-два слова) и показывает знание и понимание студентом терминологии различных теорий.
Продолжительность написания работы – 60 минут
  • неблокирующий Экзамен (4)
    проводится в форме собеседования по выбранной экзаменующимся теме (список вопросов по курсу или тема эссе); выбранная тема служит началом собеседования, в ходе которого экзаменатор переходит и к другим темам курса, непосредственно или опосредованно связанных с изначальной темой. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/99934700914?pwd=WGpHQVdNRHVrQUtMa3hWYmtkWjMrQT09). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое будет выложено на странице дисциплины в системе LMS накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.18 * Эссе (1) + 0.4 * Экзамен (1) + 0.12 * Аудиторная работа (1) + 0.18 * Контрольная работа (1)
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.18 * Эссе (2) + 0.18 * Контрольная работа (2) + 0.4 * Экзамен (2) + 0.12 * Аудиторная работа (2)
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.175 * Аудиторная работа (3) + 0.3 * Экзамен (3) + 0.35 * Эссе (3)
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.35 * Эссе (4) + 0.07 * Контрольная работа (4) + 0.105 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам + 0.3 * Экзамен (4)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Социология: её предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 2008
  • Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология неравенства : теория и реальность, Шкаратан, О. И., 2012
  • Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996