• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Компьютерный практикум по математике-I

Статус: Курс обязательный (Прикладная математика)
Направление: 01.03.04. Прикладная математика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина обеспечивает подготовку слушателей к использованию пакетов компьютерной математики для решения различных прикладных задач. На примере пакета Wolfram Mathematica слушатели знакомятся с современными возможностями такого рода пакетов - символьными и численными вычислениями, а также их применением к решению различных задач. Содержание дисциплины имеет многочисленные приложения и является одним из фундаментов будущей практической и научной деятельности специалиста. Предложенные в курсе методы находят широкое применение как в базовых математических курсах - математического анализа и линейной алгебры, так и в более прикладных курсах - дифференциальные уравнения, теория вероятностей и математическая статистика, физика, теория графов, механика и в других науках. На занятиях также излагаются простейшие основы алгоритмов, позволяющие понимать работу пакета.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов навыков решения конкретных задач линейной алгебры и математического анализа, используя пакет Mathematica
  • Формирование умения иллюстрировать математические формулировки примерами, используя возможности символьного вычисления
  • Изучение и практическое освоение современных компьютерных технологий
  • Подготовка к проведению прикладных математических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет запускать программу, пользоваться разделом Help в основном меню. Знает, что такое ячейка, типы данных. Знает форматы Text и Input. Знает смысл всех видов скобок. Встроенные числа, умеет находить приближенное численное значение. Знает типы чисел, как задать тип числа при вычислениях. Знает основные встроенные функции. Умеет определять новые функции. Умеет вычислять значение функции различными способами.
  • Знает, как вводить обозначения, работать с ними. Знает, как удалить значение присвоенной переменной. Умеет выполнять с помощью функций Mathematica алгебраические преобразования выражений. Умеет использовать функции Mathematica для построения графика, задавать опции, касающиеся вида самого графика. Умеет задавать дискретные функции одного или двух переменных. Умеет вычислять предел и производную функции, а также интеграл от нее.
  • Умеет применять метод деления отрезка пополам и метод Ньютона для поиска корней нелинейных уравнений. Умеет создавать программный модуль.
  • Умеет задавать векторы, матрицы, списки, таблицы, выделять из них элементы. Умеет представлять матрицу в привычной форме, в префиксной форме, постфиксной форме, умеет вычислять детерминант матрицы. Умеет решать СЛАУ с использованием встроенных функций.
  • Знает различные разложения матриц: LU, QR. Умеет использовать QR алгоритм для нахождения собственных чисел вещественных эрмитовых матриц.
  • Знает SVD разложения. Умеет импортировать изображение и преобразовывать его в виде матрицы. Умеет применять SVD разложение для сжатия изображений.
  • Умеет построить интерполяционный многочлен для функции, заданной таблично или явно. Умеет оптимально аппроксимировать функцию, заданную таблично или явно, многочленом.
  • Знает различные способы задания графов, операции над графами. Умеет решать задачу поиска наименьшего пути, задачу Коммивояжера. Умеет находить максимальный поток в сети.
  • Знает алгоритм имитации отжига на примере задачи Коммивояжера. Умеет применять данный алгоритм.
  • Умеет строить решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем. Умеет исследовать системы дифференциальных уравнений с помощью фазовых портретов.
  • Умеет численно строить решения систем обыкновенных дифференциальных уравнений с помощью метода Эйлера. Умеет моделировать движения простого маятника и системы из нескольких связанных маятников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в пакет Mathematica
  • Задачи математического анализа в пакете Mathematica
  • Введение в численные методы: поиск корней нелинейных уравнений
  • Работа со списками (массивами)
  • Различные разложения матриц: LU, QR
  • SVD-разложение
  • Аппроксимация и интерполяция
  • Графы в пакете Wolfram Mathematica
  • Прикладные задачи
  • Обыкновенные дифференциальные уравнение
  • Введение в численные методы решения ОДУ
  • Динамические системы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * Контрольная работа №1
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * Контрольная работа №2 + 0.5 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Компьютерный практикум по математике: Математический анализ. Линейная алгебра : учеб. пособие для вузов, Воробьев, Е. М., 2009
  • Седов, Е. С. Основы работы в системе компьютерной алгебры Mathematica : учебное пособие / Е. С. Седов. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 401 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100339 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дьяконов, В. П. Mathematica 5/6/7. Полное руководство : руководство / В. П. Дьяконов. — Москва : ДМК Пресс, 2010. — 624 с. — ISBN 978-5-94074-553-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1182 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Функции комплексной переменной, ряды и операционное исчисление: Компьютерные технологии решения задач и примеров в Wolfram Mathematica : учебное пособие / К.В. Титов, Н.Д. Горелов. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — (Высшее образование). — 238 с. — https://doi.org/10.12737/25089. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1021442