• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Позитивная психология затрудненных условий развития

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — ознакомить слушателей с позитивной психологией применительно к проблематике затрудненных условий развития. Основная идея — подготовка теоретико-методологического фундамента для синтеза медицинской (реабилитационной), социальной (концепция выравнивания) и позитивной парадигм в теории, научных исследованиях в области позитивной психологии инвалидности, а также применительно к практике психологической помощи в психологическом преодолении затрудненных условий развития как одной из заданных неблагоприятных траекторий развития, с порой на понимание этого развития как варианта нормального, а не патологического развития. Задачи курса: а) сформировать представления о понятийном аппарате и теоретических подходах позитивной психологии применительно к затрудненным условиям развития (прежде всего, на примере ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и инвалидности), разработанных в отечественной и зарубежной психологии; б)дать обзор фундаментальных и прикладных подходов и ознакомить с исследованиями в области позитивной психологии инвалидности в) сформировать представления о возможностях применения позитивной психологии в практике работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью г) ознакомить с теоретико-методологическими основами оказания развивающей психологической помощи в затрудненных условиях развития на основе принципов и подходов позитивной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей представления о понятийном аппарате и разнообразных теоретических подходах, разработанных в русле отечественной и зарубежной позитивной психологии применительно к затрудненным условиям развития (прежде всего, на примере ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и инвалидности).
  • Ознакомить с теоретико-методологическими подходами к исследованиям в области позитивной психологии инвалидности, разработанными в рамках отечественной и зарубежной психологии
  • Сформировать представления о возможностях применения позитивной психологии в практике работы психолога с лицами с ОВЗ и инвалидностью
  • Ознакомить с теоретико-методологическими основами, направлениями и методами оказания развивающей психологической помощи в затрудненных условиях развития основанных на идеях позитивной психологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает методы психологического вмешательства (интервенции), основанные на идеях позитивной психологии
  • Знает основные методы исследования и исследовательские дизайны, используемые в позитивно-ориентированных исследованиях затрудненных условий развития на примере ОВЗ и инвалидности
  • Знает теоретико-методологические основы и терминологию зарубежной и отечественной позитивной психологии, применяемую при анализе проблематики затрудненных условий развития
  • Осуществляет поиск источников, по позитивной психологии применительно к проблемам инвалидности в зарубежных базах данных, анализирует эти источники и опирается на них в ходе научных дискуссий
  • Различает концептуальные подходы, методологию и методы, относящиеся к различным парадигмам понимания инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и способен осознанно синтезировать их при планировании эмпирически исследований и программ психологической помощи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о затрудненных условиях развития и механизмах их преодоления
  • Психология в переосмыслении инвалидности: новые подходы
  • Позитивная психология инвалидности: отечественный опыт
  • Теория самодетерминации и проблемы инвалидности
  • Позитивная психология инвалидности
  • Механизмы психологического преодоления затрудненных условий развития
  • Социальная психология инвалидности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность (посещение) занятий и участие в дискуссиях
  • неблокирующий Доклад
    Студент готовит доклады на темы, предлагаемые преподавателем или самим студентом. Если тема предлагается студентом, она должна быть согласована с преподавателем.
  • неблокирующий Вклад в работу по курсу
    За активное участие в работе курса и надситуативную активность преподаватель может оценить работу студента баллом по этому элементу контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в форме устного собеседования о содержании курса по заданному списку тем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.1 * Вклад в работу по курсу + 0.3 * Активность + 0.3 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hefziba Lifshitz. (2020). Growth and Development in Adulthood Among Persons with Intellectual Disability : New Frontiers in Theory, Research, and Intervention. Springer.
  • Karrie A. Shogren, Michael L. Wehmeyer, & Nirbhay N. Singh. (2017). Handbook of Positive Psychology in Intellectual and Developmental Disabilities : Translating Research Into Practice. Springer.
  • Positive psychology : the scientific and practical explorations of human strengths, Snyder, C. R., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Erin Martz, & Hanoch Livneh. (2007). Coping with Chronic Illness and Disability : Theoretical, Empirical, and Clinical Aspects. Springer.
  • Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011