• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Искусствоведение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Искусствоведение» предлагает познакомиться с основными вопросами теории и истории искусств. Дисциплина имеет вводный характер, призвана научить студентов ориентироваться в важнейших периодах мирового искусства, понимать эстетические ценностные установки, заложенные в красоте памятников искусства, понимать художественные явления в историко-культурном контексте. В каждом разделе курс знакомит студентов с крупнейшими явлениями мирового искусства. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об истории искусств и целях научных методов изучения искусства; показать место искусствознания в системе гуманитарных наук.
  • Выработать и развить способность понимания важнейших процессов мировой истории искусств и принципов периодизации исторического процесса.
  • Развить способность использовать принципы основных методов научного изучения искусства в профессиональной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы искусствоведческой методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории искусства и особенности развития искусств в отдельных регионах.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств, способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Умеет пользоваться профессиональной искусствоведческой терминологией; описывать произведения искусства, используя понятийный аппарат искусствоведческой науки; умеет разбираться в литературе об искусстве.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств, имеет представление об основных художественных школах, знает творчество крупнейших западных мастеров искусства и их памятники.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников искусства, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1
  • Раздел 2
  • Раздел 3
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах и состоят из визуальных картинок и теоретических вопросов.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Тема доклада утверждается через 10 дней после 1 лекции курса.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Для получения оценки по данным формам контроля студент должен выполнять домашние задания. Домашнее задание предполагает подготовку ответов на вопросы, заданные после лекции. Для подготовки студенты получают вопросы на лекционных занятиях.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Искусствоведение как предмет рассмотрения и обсуждения – область дискуссионная. Поэтому особенно важна активность студентов на семинарах, это поможет правильно найти фокус и сформировать повестку дня по всем вопросам заданной темы. Подготовкой к каждому семинару будет служить самостоятельная работа, которая должна заключаться в практике знакомства с различными явлениями искусства – посещение музеев, выставок, сбор фотоматериалов, изучение интернет ресурсов и художественных изданий. Студент должен изложить собранные данные так, чтобы у слушателей могла сложиться картина того, с чем они имеют дело.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Оценка за экзамен считается по формуле: 1 часть (развернутый ответ на один вопрос) 50% + тест 50%. Максимальная оценка = 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Орез = 0,25*Одз + 0,25*Одоклад + 0,25*Отест + 0,25*Оэкз, где: Одз - оценка за домашнее задание; Одоклад - оценка за доклад на семинаре; Отест - оценка за тесты по материалам лекций; Оэкз - оценка за экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dan Karlholm, & Keith Moxey. (2018). Time in the History of Art : Temporality, Chronology and Anachrony. Routledge.
  • Jae Emerling. (2019). Theory for Art History : Adapted From Theory for Religious Studies, by William E. Deal and Timothy K. Beal: Vol. Second edition. Routledge.
  • Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
  • Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sheriff, M. D. (2010). Cultural Contact and the Making of European Art Since the Age of Exploration. Chapel Hill [N.C.]: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343586
  • Вёльфлин, Г.  Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; переводчик А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 296 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05288-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473404 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ильина, Т. В.  История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней : учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12142-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468383 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник / Власов В.Г. - СПб:СПбГУ, 2017. - 264 с.: ISBN 978-5-288-05732-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001460
  • Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства и архитектуры : учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, С. С. Ершова , под редакцией Н. А. Яковлевой. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 396 с. — ISBN 978-5-8114-2063-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111466 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.