• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История стран Ближнего Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по истории Ближнего Востока и овладение навыками исторического анализа. Студенты познакомятся с периодизацией истории Ближнего Востока, характерными чертами и этапами развития обществ и государств, особенностями социокультурного развития региона. История Ближнего Востока будет изучаться как целостный процесс, включающий в себя цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, факторов внутреннего развития и внешних влияний. Формами текущего контроля являются доклад, реферат, работа на семинарах. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока в III-X вв.
  • Освоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока (от средневековья до эпохи новой и новейшей истории).
  • Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
  • Ознакомление с основными этапами и закономерностями исторического развития, а также социально значимыми проблемами в странах Ближнего Востока, обусловленными спецификой исторического развития региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
  • Понимает место и роль отдельных стран Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; способен проводить исторические сопоставления, выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в государствах и обществах Ближнего Востока в Средние века и явлениями всемирной истории.
  • Владеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории арабских стран в изучаемый период.
  • Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
  • Знает важнейшие историографические проблемы истории Ближнего Востока.
  • Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. Тема 1. Ближний Восток на рубеже Древности и Средневековья (III-VII вв.).
  • 1 курс. Тема 2. Образование халифата (VII в.).
  • 2 курс. Онлайн-курс.
  • 2 курс. Тема 1. Омеййадский халифат (VII-VIII вв.).
  • 2 курс. Тема 2. Аббасидский халифат (VIII-XII вв.).
  • 2 курс. Тема 3. Ближний Восток в позднее Средневековье (XII-XV вв.).
  • 2 курс. Тема 4. Османская империя.
  • 2 курс. Тема 5. Иранские и тюрко-монгольские династии в Средние века.
  • 2 курс. Тема 6. Ближний Восток в Новое время.
  • 3 курс. Тема 1. Арабские страны в Новейшее время.
  • 3 курс. Тема 2. Иран и Турция в Новейшее время.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста. Тест состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, округленной арифметически.
  • неблокирующий Доклады на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, а по теме 4 – с материалами онлайн-курса. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 1 и 4 модулей. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически. Оценка за экзамен в первом модуле является блокирующей. В случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, оценка за промежуточную аттестацию во втором модуле, а также окончательная оценка по дисциплине считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за семинар - среднее арифметическое оценок за работу на каждом семинаре, максимум 5 баллов, при переводе в 10-балльную систему каждый балл приравнивается к двум баллам: 1=2, 2=4, 3=6, 4=8, 5=10. Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке. Продолжительность доклада – не более 20 минут. Преподаватель может установить продолжительность доклада и его обсуждения для каждого семинара в отдельности или для всех семинаров единообразно, сообщив об этом студентам не позднее, чем за 5 дней до предстоящего семинара.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста по окончании 1 и 4 модулей. До начала сессии преподаватель сообщает количество и формат вопросов, а также время, которое выделяется для ответов на вопросы, и количество баллов за каждый правильный ответ, например: Тест состоит из 20 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 60 минут. За каждый полностью правильный ответ – 1 балл. За ответ правильный, но не полный, или за частично правильный ответ с незначительными неточностями и несущественными ошибками – 0,5 балла. В случае отсутствия ответа, а также за ответ, который содержит существенные ошибки – 0 баллов. Оценка за экзамен равна сумме баллов за все ответы, разделенной на два и затем округленной арифметически. Оценки за тест во втором модуле и за экзамен в четвертом модуле являются блокирующими. В случае получения неудовлетворительной оценки за тест и/или экзамен, оценка за промежуточную аттестацию в четвертом модуле, а также окончательная оценка по дисциплине считается неудовлетворительной и приравнивается к оценке за экзамен. На экзамене в 4 модуле (Оэкз2) экзаменационные вопросы требуют знания материалов курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия», реализуемого на платформе Smart LMS [smartedu.hse.ru] – https://edu.hse.ru/course/view.php?id=133856. Разработчик курса – НИУ ВШЭ. Оценка, полученная обучающимся за освоение онлайн-курса, вычисляется по формуле Оonl = 0,5* Оэкз2.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала. Объем реферата 6000 - 8000 зн.
  • блокирующий Тест
    Письменный тест, состоит из 10 вопросов открытого типа, предполагающих не только знание фактического материала, но и понимание причин, следствий, взаимосвязи исторических событий, их роли и значения и т.п. На выполнение теста дается 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Работа на семинаре + 0.5 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.2 * Доклады на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Тест
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Доклад на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Masters, B. A. (2013). The Arabs of the Ottoman Empire, 1516–1918 : A Social and Cultural History. Cambridge University Press.
  • История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л.Б., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abrahamian, E. (2008). A History of Modern Iran. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234374
  • Esler, P. F. (2017). Babatha’s Orchard : The Yadin Papyri and an Ancient Jewish Family Tale Retold. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470198
  • Gingeras, R. V. (DE-588)1054317097, (DE-576)304137731, aut. (2016). Fall of the sultanate : the great war and the end of the Ottoman empire, 1908-1922 / Ryan Gingeras. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.454939590
  • Gomez-Rivas, C. (2014). Law and the Islamization of Morocco Under the Almoravids : The Fatwas of Ibn Rushd Al-Jadd to the Far Maghrib. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=919087
  • Sadr, S. K. (2016). The Economic System of the Early Islamic Period : Institutions and Policies. [New York]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236425
  • St John, R. B. (2017). Tribes and states in a changing Middle East. International Affairs, 93(1), 226–227. https://doi.org/10.1093/ia/iiw023
  • Steven A. Cook. (2011). The Struggle for Egypt : From Nasser to Tahrir Square. Oxford University Press.

Авторы

  • Илюшина Милана Юрьевна