• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар «Художественный мир Владимира Набокова»

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Художественный мир Владимира Набокова» ставит своей целью ознакомить студентов с основными чертами художественного мира Владимира Набокова, показать эволюцию его творчества, рецепцию русскими эмигрантскими критиками, освоить наиболее продуктивные из выработанных современными исследователями способов анализа его текстов, научиться самостоятельно их разбирать. Основным предметом служит русскоязычная художественная проза Набокова-Сирина (романы, рассказы, автобиография), также к рассмотрению привлекаются его лекции по русской и зарубежной литературе, интервью, автопереводы, стихи, англоязычные романы. Студенты получают представление о том, как устроен художественный текст вообще и художественный мир Набокова в частности; о русской эмигрантской литературе; о нарратологическом и структурно-семиотическом способах анализа текста. Семинар построен как «медленное чтение» произведений Набокова от первого русского романа «Машенька» до последнего, «Дар». Постоянно проводятся тесты на знание значимых деталей текста анализируемых произведений. Также студенты готовят доклады, описывая в целом разные этапы жизни и творчества Набокова, от русского до-эмигрантского до американского и швейцарского, включая вышедший после смерти писателя роман «The Original of Laura». В конце студенты пишут индивидуальные эссе с подробным анализом одного рассказа Набокова, по выбору.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание того, что такое художественное произведение, как описывать его структуру, каковы основные черты художественного мира Набокова, какие исследовательские методы наиболее адекватны для его анализа. Представление об эволюции творчества Набокова, о релевантных для него культурных контекстах, прежде всего русском эмигрантском и русской классической литературы (Гоголь, Достоевский, Пушкин). Освоение основных принципов структурно-семиотического и нарратологического способов анализа текста, ознакомление с интертекстуальным подходом и задачей комментария.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает специфику структуры художественного текста, характер и степень значимости биографии для анализа творчества писателя
  • Студент имеет представление об основных выдвинутых ведущими исследователями концепциях творчества Набокова, о взглядах самого Набокова на литературу
  • Студент владеет навыком «медленного чтения» прозы Набокова, фиксирует в ней релевантные детали, повторы, базовые элементы структуры и, исходя из них, выбирает адекватный филологический метод
  • Студент понимает своеобразие литературного поля первой русской эмиграции, восприятие разными эмигрантскими критиками произведений Набокова-Сирина, его место в этом контексте.
  • Студент знает репертуар «автобиографических маркеров» и способы проявления «автобиографической персоны» в прозе Набокова, понимает роль автобиографии «Другие берега» как компендиума тем и мотивов творчества Набокова, его метаобъяснения.
  • Студент хорошо знает тексты романов «Машенька», «Защита Лужина», «Соглядатай», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар», способен видеть и анализировать значимые детали и повторы в их структуре
  • Студент знаком с методами чтения произведений Набокова Ю. И. Левиным, С.С. Давыдовым, А.А. Долининым и способен сам их использовать
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «художественного мира писателя», «структуры художественного текста», принципы их анализа.
  • Роман «Машенька»:
  • Автобиография Набокова «Другие берега».
  • Роман Набокова «Защита Лужина»:
  • Повесть Набокова «Соглядатай» и роман «Отчаяние»:
  • Роман Набокова «Приглашение на казнь»:
  • Роман Набокова «Дар»:
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационное эссе
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на самостоятельной работе студента с произведениями Набокова и трудами о его биографии и творчестве из основного и дополнительного списков литературы. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Тесты
    Тесты проводятся несколько раз на протяжении НИСа. Их цель – проверить степень внимательности студентов в чтении произведений Набокова, их способность фиксировать важные детали.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Тесты + 0.2 * Презентация + 0.4 * Экзаменационное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Романы и рассказы: Дар. Приглашение на казнь. Другие берега. Весна в Фиальте, Набоков, В.В., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Романы: Машенька. Король, дама, валет. Защита Лужина. Подвиг. Отчаяние, Набоков, В.В., 1999