Бакалавриат
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Археология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Щеглова Ольга Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Ориентированный на студентов 1 года обучения курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии и музееведения, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки.
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения учебной дисциплины «Археология» является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях.
Планируемые результаты обучения
- Различает особенности процедуры археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
- Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
- Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
- Студент способен определять основные функции археологии в современном мире, знает основы национального законодательства о памятниках археологии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. Археология как научная дисциплина.
- Тема 2. Археологические источники.
- Тема 3. Основные понятия археологической науки.
- Тема 4. Виды археологических памятников, их классификация.
- Тема 5. Методы полевой археологии.
- Тема 6. Методы кабинетной археологии.
- Тема 7. Синхронизация и датирование в археологии.
- Тема 8. Основные вехи истории археологии.
- Тема 9. Основные археологические эпохи и культуры
- Тема 10. Археология в музеях.
- Тема 11. Археология и современное общество.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Самостоятельная письменная работа (Эссе/Презентация)
- Письменный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Самостоятельная письменная работа (Эссе/Презентация) + 0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675
Рекомендуемая дополнительная литература
- КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF