• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Прикладной анализ потребительских рынков

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сочетает изложение современных социологических подходов к изучению рынков и иллюстрацию этих подходов на живом эмпирическом материале, полученном автором или исследовательскими группами под руководством автора в ходе исследований российских рынков в период 2000-2021 гг. Преимущественно речь идет о прикладных исследованиях, проведенных по заказу деловых ассоциаций и крупных компаний. Основным объектом анализа выступают современные российские потребительские рынки. Параллельно студенты готовят и обсуждают самостоятельные индивидуальные и групповые исследовательские проекты (кейсы)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получить углубленные знания о предмете, основных методологических подходах и перспективах развития социологии рынков;
  • иметь представление о современных западных и российских теоретических направлениях социологии рынков;
  • освоить набор аналитических инструментов эмпирического исследования конкретных российских рынков;
  • выработать навыки подготовки и реализации исследовательских проектов;
  • получить навыки критического осмысления научных материалов по экономико-социологическим проблематикам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • получить представление о современных западных и российских теоретических направлениях социологии рынков
  • освоить набор аналитических инструментов эмпирического исследования конкретных российских рынков
  • получить навыки самостоятельного написания кейсов по актуальной проблематике анализа рынков
  • разработать навыки критического обсуждения сложных проблем, связанных с государственным регулированием рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Рынок как форма хозяйства
  • 2. Рынок как механизм координации деятельности
  • 3. Рынок как организационное поле или/и цепь поставок
  • 4. Рынок как совокупность сделок
  • 5. Рынок как сфера действия конкуренции
  • 6. Как эволюционировали формы современной розничной торговли
  • 7. Как происходила легализации российского бизнеса (на примере рынка бытовой техники и электроники)
  • 8. Как регулировали интернет-торговлю (на примере трансграничной торговли одеждой и электроникой)
  • 9. Можно ли защитить интеллектуальные права собственности на потребительских рынках (на примере контрафактной продукции)
  • 10. Нужно ли защищать интеллектуальные права собственности на потребительских рынках (на примере параллельного импорта)
  • 11. Как развиваются нелегальные рынки и как они взаимосвязаны с легальными рынками (на примере алкогольной продукции)
  • 12. Как измерить неизмеримое: расчеты неучтенного оборота на примере пивоваренной продукции
  • 13. Как использовать межпоколенческий анализ для изучения социальных изменений
  • 14. Что мешает развитию безналичных платежей в розничной торговле
  • 15. К чему приводит вмешательство государства в контрактные отношения (на примере поставки потребительских товаров)
  • 16. Как оценить влияние политических решений на развитие отрасли
  • 17. Можно ли возродить традиционные производственные отрасли (на примере легкой промышленности)
  • 18. Как делать для крупных компаний отчеты об экономическом вкладе и устойчивом развитии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Проводятся обсуждения самостоятельных исследовательских проектов (кейсов) (начиная с 3-й недели 3-го модуля) Организуются дебаты по проблемам, не имеющим однозначного решения. Лекционные занятия включают два раздела. Лекции первого раздела посвящены изложению социологической теории рынка. Лекции второго раздела посвящены изложению конкретных кейсов, являющихся результатом анализа российских рынков (преимущественно потребительских). Дается описание рынка (его сегмента), характеризуется проблемная ситуация, и показывается ее решение на базе прикладных экономико-социологических проектов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится по завершению теоретического раздела учебного курса в конце третьего модуля. Цель контрольной работы – проверка освоения студентами обязательной литературы теоретического раздела. Перед началом работы дается две пары вопросов. Вопросы посвящены текстам из раздела Обязательная литература. Из каждой пары выбирается один вопрос. Ответы излагаются письменно в форме творческого эссе. Использование каких-либо текстов и любых сторонних источников запрещается (при проведении офлайн). Время работы – 60 мин. Объем текста не ограничен. Дата и время контрольной работы объявляются заранее. При пропуске контрольной работы, она не переписывается.
  • неблокирующий Комментирование прочитанных текстов
    Организуется еженедельное комментирование студентами текстов с использованием программы Perusall.com или его аналоге. Комментируются статьи по темам лекционного курса и проекты исследовательских кейсов других студентов
  • неблокирующий Письменный кейс
    Кейс представляет собой самостоятельную индивидуальную или коллективную письменную работу дескриптивного и аналитического характера, посвященную описанию рыночной ситуации в самостоятельно выбранном сегменте потребительского рынка. Авторами кейса могут быть отдельные студенты или группы студентов из двух или трех человек (по добровольному выбору студентов).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Письменный кейс + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Комментирование прочитанных текстов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fourcade M. Theories of Markets, Theories of Society // American Behavioral Scientist. 2007. Vol. 50. No. 8. P. 1015−1034 (ProQuest: https://search.proquest.com/docview/214762441/fulltextPDF/BE3B1441BE374A8EPQ/1?accountid=45451).
  • Гирц, К., & Юдин, Г. (2009). Базарная Экономика: Информация И Поиск В Крестьянском Маркетинге. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28830696
  • Радаев, В. (2007). Что Такое Рынок: Экономико-Социологический Подход. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.624C0EAA
  • Семеко, Г. (1995). 95.01.001. Бродель Ф. Материальная Цивилизация, Экономика И Капитализм, Xv-Xviii Вв. / Пер. С Фр. Куббеля Л. Е.; Вступ. Ст. И Ред. Афанасьева Ю. Н. - М.: Прогресс, 1992. - Т. 3: Время Мира. - 679 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DD192C2A

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8983799
  • Грановеттер, М. (2002). Экономическое Действие И Социальная Структура: Проблема Укорененности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1D93AD6F