• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Психология коммуникации

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Психология коммуникации» мы поговорим о том, как люди обмениваются информацией, в том числе об особенностях вербальной и невербальной сторон общения, принятии групповых решений, и о том, с какими трудностями мы сталкиваемся на этом пути. Сформировав представление о базовых теоретических подходах в изучении психологии коммуникации и открытых исследовательских вопросов, студенты научатся применять существующие модели и подходы для анализа реальных коммуникативных ситуаций. Курс включает в себя онлайн лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представления об основных концепциях, моделях и закономерностях коммуникации и применении на практике полученных знаний в ситуации переговоров, дискуссии обучения
  • сформировать навыки анализа конкретных коммуникативных ситуаций
  • научить разрабатывать программы убеждающих сообщений, направленных на создание положительного образа продукта/программы/человека
  • подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использует техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
  • объясняет соотношение между базовыми психологическими моделями коммуникации и коммуникативными ситуациями в повседневной жизни
  • разрабатывает программу убеждающих сообщений, направленных на формирование положительного образа продукта/человека/программы, основываясь на социально-психологических теориях
  • решает стандартные кейсы по анализу коммуникативных ситуаций с учетом социально-психологических теорий
  • формулирует и воспроизводит психологические концепции, механизмы и закономерности в рамках психологии коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как устроена коммуникация? Коммуникативная ситуация
  • Как можно говорить без слов? Невербальная коммуникация
  • Поверьте мне, я прав! Убеждающая коммуникация
  • Как провести интервью? Исследование, оценки, терапия
  • Как договориться друг с другом? Переговоры
  • Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия
  • Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 2
  • Как компьютер помогает в общении? Коммуникация в сети
  • Как развивать коммуникативные навыки? Обучение коммуникации
  • Свободное изучение материалов курса и подготовка к экзамену
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-тест
    Онлайн-тест по дистанционному курсу "Психология коммуникации". В рамках дистанционного курса представлены 7 тестов. Каждый тест включает 10 вопросов (1 вопрос = 1 балл).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест в аудитории. В случае перехода на дистанционное обучение тест выполняется в системе Smart LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.7 * Экзамен + 0.3 * Онлайн-тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Виноградова, С. М.  Психология массовой коммуникации : учебник для вузов / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13985-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510894 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гулевич, О. А.  Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518819 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Садовская, В. С.  Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для вузов / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06390-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513043 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Knapp, M. L., & Hall, J. A. (2013). Nonverbal Communication. Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=544027
  • Randy Charles. (2018). Communication Skills. National Highlights Inc.
  • Кургузёнкова, Ж. В. Improve your communication skills : учебное пособие / Ж. В. Кургузёнкова, Л. В. Кривошлыкова. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-4275-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143753 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Почебут, Л. Г.  Организационная социальная психология : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07752-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514264 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Серова Екатерина Евгеньевна
  • Шлягина Евгения Николаевна