• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Социальная психология предубеждения

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

1. Пререквизиты. Прохождение курса не требует специальных пререквизитов. Однако важно отметить, что материалы для подготовки к семинарским занятиям практически полностью на английском языке, что требует от студентов достаточно хорошего уровня владения английским языком. 2. Курс нацелен на ознакомление студентов с ключевыми теориями (моделями, подходами, результатами исследований) в рамках социальной психологии предубеждений. В ходе курса последовательно рассматриваются как подходы и эксперименты, ставшие классическими, так и совсем современные направления исследований последних лет. Основные темы курса: 1) Понимание природы предубеждения: классические подходы и теории «современного расизма»; 2) Формирование предубеждений, роль процессов категоризации; 3) Идентификация с группой, стереотипизация, поиск «козла отпущения» как ключевые факторы в формировании предубеждений и обеспечении их устойчивости; 4) Технологии ослабления предубеждений, их сильные и слабые стороны. 3. Планируемые результаты обучения: - студент знаком с основными подходами в рамках социальной психологии предубеждения; знает результаты ключевых исследований; - студент знаком с современными трендами в изучении предубеждений; знает основные проблемы, требующие решения; - студент знает основные социально-психологические факторы формирования предубеждений, факторы поддержания их устойчивости к техникам ослабления; - студент знает существующие методики ослабления предубеждений, умеет анализировать их сильные и слабые стороны; - студент умеет анализировать теоретический подход, модель, отдельное исследование в рамках социальной психологии предубеждения, сопоставлять различные подходы между собой, аргументировать свою позицию в течение дискуссии, либо же выступать организатором части дискуссии в рамках семинара; - студент умеет анализировать теоретический подход, модель, отдельное исследование в рамках социальной психологии предубеждения, сопоставлять различные подходы между собой, аргументировать свою позицию в ходе подготовки письменной аналитической работы; - студент владеет современными технологиями поиска информации/литературы по заданной теме, оценки качества найденной информации 4. Оценивание по курсу. Оценка по курсу состоит из трех слагаемых: активность на семинарских занятиях, участие в дискуссиях (0.2 + 0.2 за каждый из модулей); выполнение текущих заданий на "домашнее рассуждение" после семинара (0.1); выполнение домашнего задания (0.3); итоговый экзамен/тест (0.2).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с ключевыми теориями (моделями, подходами, результатами исследований) в рамках социальной психологии предубеждений. В ходе курса последовательно рассматриваются как подходы и эксперименты, ставшие классическими, так и совсем современные направления исследований последних лет.
  • Развить навыки применения полученных знаний при создании программы научного исследования предубеждений. Курс включает задание заключающееся в разработке проекта исследования (фундаментального или прикладного); задание предполагает интеграцию знаний, полученных на курсе и опыта с основного профиля обучения студента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент владеет современными технологиями поиска информации/литературы по заданной теме, оценки качества найденной информации
  • студент знает основные социально-психологические факторы формирования предубеждений, факторы поддержания их устойчивости к техникам ослабления
  • студент знает существующие методики ослабления предубеждений, умеет анализировать их сильные и слабые стороны
  • студент знаком с основными подходами в рамках социальной психологии предубеждения; знает результаты ключевых исследований
  • студент знаком с современными трендами в изучении предубеждений; знает основные проблемы, требующие решения
  • студент умеет анализировать теоретический подход, модель, отдельное исследование в рамках социальной психологии предубеждения, сопоставлять различные подходы между собой, аргументировать свою позицию в течение дискуссии, либо же выступать организатором части дискуссии в рамках семинара
  • студент умеет анализировать теоретический подход, модель, отдельное исследование в рамках социальной психологии предубеждения, сопоставлять различные подходы между собой, аргументировать свою позицию в ходе подготовки письменной аналитической работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Обзор курса
  • Определение предубеждения и методология исследований
  • Традиционные и современные формы предубеждения
  • Роль категоризации в формировании предубеждения
  • Роль социальной идентичности в формировании и поддержании предубеждения
  • Развитие человека и предубеждение
  • Стереотипизация, поиск "козла отпущения" и предубеждение.
  • "Воспринимаемая угроза" и ее роль в межгрупповых отношениях
  • Техники ослабления предубеждений: их сильные и слабые стороны
  • Эффекты кросс-категоризации и идентичности при ослаблении предубеждений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка за аудиторную работу является результатом суммирования баллов за активность студента на семинарских занятиях. Семинарские занятия включают разные виды активности (общие дискуссии по прочитанной литературе, мини-контрольные, открытые вопросы для размышления, дискуссии в небольших подгруппах и т.п.). В ходе семинара студент может набрать определенное число баллов за каждый вид активности. Далее все баллы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу.
  • неблокирующий Анализ после семинара
  • неблокирующий Проект исследования
    Проект исследования представляет собой аналитическую работу студента, в рамках которой он предлагает и обосновывает план проведения эмпирического исследования предубеждений. Работа предполагает составление теоретического обзора одной из исследовательских областей (по выбору студента), формулировку проблемы исследования, описание и обоснование методологии исследования для решения выдвинутой проблемы.
  • неблокирующий Тест
    Тест реализуется в онлайн формате в системе SmartLMS. Тест состоит из двух разделов: тестовой части (закрытые вопросы с вариантами ответов) и аналитической (один открытый вопрос, случайным образом выпадающий и базы и предполагающий сопоставление моделей или анализ факторов формирования или оценку программы ослабления предубеждений и т.п.)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Проект исследования + 0.1 * Анализ после семинара + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brown, R. (2010). Prejudice : Its Social Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=332411
  • Ekehammar, B., Akrami, N., Gylje, M., & Zakrisson, I. (2004). What matters most to prejudice: Big Five personality, Social Dominance Orientation, or Right-Wing Authoritarianism? European Journal of Personality, 18(6), 463–482. https://doi.org/10.1002/per.526
  • Kessler, T., Mummendey, A., Funke, F., Brown, R., Binder, J., Zagefka, H., … Maquil, A. (2010). We all live in Germany but ... Ingroup projection, group-based emotions and prejudice against immigrants. European Journal of Social Psychology, 40(6), 985–997. https://doi.org/10.1002/ejsp.673
  • Riek, B. M., Mania, E. W., & Gaertner, S. L. (2006). Intergroup Threat and Outgroup Attitudes: A Meta-Analytic Review. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 10(4), 336–353. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr1004_4
  • Susan T. Fiske, Amy J. C. Cuddy, Peter Glick, & Department Of Psychology. (2002). A model of (often mixed) stereotype content: Competence and warmth respectively follow from perceived status and competition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4E3159ED
  • Гулевич, О. А.  Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453973 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allbritten, D., Mainzer, R., & Ziegler, D. (2004). Will Students with Disabilities Be Scapegoats for School Failures? Educational Horizons, 82(2), 153–160. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ684754
  • Binder, J. ( 1 ), Brown, R. ( 1 ), Zagefka, H. ( 2 ), Funke, F. ( 3 ), Kessler, T. ( 3 ), Mummendey, A. ( 3 ), … Leyens, J.-P. ( 4 ). (n.d.). Does Contact Reduce Prejudice or Does Prejudice Reduce Contact? A Longitudinal Test of the Contact Hypothesis Among Majority and Minority Groups in Three European Countries. Journal of Personality and Social Psychology, 96(4), 843–856. https://doi.org/10.1037/a0013470
  • Brewer, M. B. (1999). The Psychology of Prejudice: Ingroup Love or Outgroup Hate? Journal of Social Issues, 55(3), 429. https://doi.org/10.1111/0022-4537.00126
  • Dovidio, J. F., Glick, P. S., & Rudman, L. A. (2005). On the Nature of Prejudice : Fifty Years After Allport. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147305
  • National identification and anti-immigrant prejudice: Individual and contextual effects of national definitions. (2009). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.121D340
  • Roccas, S., & Brewer, M. B. (2002). Social Identity Complexity. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 6(2), 88–106. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0602_01
  • Roets, A., & Van Hiel, A. (2011). The role of need for closure in essentialist entitativity beliefs and prejudice: An epistemic needs approach to racial categorization. British Journal of Social Psychology, 50(1), 52–73. https://doi.org/10.1348/014466610X491567
  • Scheepers, D., Spears, R., Doosje, B., & Manstead, A. R. (2006). The social functions of ingroup bias: Creating, confirming, or changing social reality. European Review of Social Psychology, 17(1), 359–396. https://doi.org/10.1080/10463280601088773