• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Основы концептуального проектирования новаций

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Львов Борис Глебович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагается единый концептуальный подход проектирования патентоспособных и конкурентоспособных технико-технологических решений в области микро –и наноэлектроники и радиофотоники. Особое внимание уделяется целевой направленности проектирования новаций, концептуальному описанию технически систем и анализа проблем, функционально-структурному анализу и синтезу новых технических решений на уровне взаимодействий элементов-функциональной единицы- ключевого объекта развития технологий и техники, закономерностям развития технических систем –средствам синтеза новаций, выявлению и разрешению физических противоречий в функциональных единицах, оценке эффективности новаций в сложных технических системах. При обучении предусмотрен контроль знаний студентов в виде учета активности студентов на семинаре, домашних заданий и экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение конкурентоспособности выпускника в проектно-исследовательской деятельности в области микро –и наноэлектроники и радиофотоники. путем формирования у студентов знаний, умений и навыков на базе принципов, задач, свойств методов и методик концептуального проектирования патентоспособных и конкурентоспособных технико-технологических новаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Знать классификацию приемов и методов эвристического синтеза, стратегии и функционально-структурный подход проектирования новаций, принципы и правила разрешения физических противоречий в ФЕ.
  • • Уметь выбирать стратегию проектирования новации, формировать цели синтеза функциональных единиц (ФЕ) исходя из целей проектирования ТС, выполнять структурно моделирование ФЕ, определять узловые ФЕ и разрешать физические противоречия.
  • • Владеть методикой синтеза новаций на уровне ФЕ исходя из закономерностей развития ТС.
  • • Знать принципы, задачи и свойства концептуального подхода ПН, концепцию проектирования технических новаций, виды и уровни новизны новаций.
  • • Уметь выявлять потребности человека, общества, техники и технологий и формулировать исходные цели проектирования технической новации.
  • • Владеть терминологией концептуального проектирования технических новаций.
  • • Знать концептуальные модели (КМ) описания технической системы (ТС) и функциональной единицы (ФЕ) как объектов проектирования, КМ описания проблем и анализа окружения ТС, классификацию функций, структурных моделей и свойств ТС и ФЕ
  • • Уметь представлять вербальные описания ТС и ФЕ в виде структурно-параметрических моделей, иерархической структуры связей параметров; проводить функционально-структурный анализ ТС и ФЕ; формулировать цели проектирования новаций, функцию, технические и физические противоречия в ФЕ, устанавливать требования к ТС, проводить выбор вариантов ТС, выявлять недостатки, ФЕ в ТС и физические противоречия в ФЕ.
  • • Владеть методикой ранжирования ФЕ и параметров свойств ТС; методикой выявления физических противоречий в ФЕ.
  • • Знать концепцию развития ТС, виды и стадии закономерностей развития технических систем (ЗРТС).
  • • Уметь анализировать ЗРТС для оценки качества и прогнозирования развития новации.
  • • Знать этапы, процедуры и критерии оценки эффективности новаций на основе метода анализа иерархий.
  • • Уметь формировать иерархию «цель-критерии- варианты технико-технологических решений, проводить оценку однородности иерархии.
  • • Владеть методикой оценки эффективности новаций в сложных технических системах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в концептуальное проектирование новаций
  • Раздел 2. Концептуальное описание и анализ технической системы
  • Раздел 3. Закономерности развития ТС
  • Раздел 4. Концептуализация эвристического синтеза новаций
  • Раздел 5. Оценка эффективности новации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий • Активность на семинарах 1и 2 модуля (Оа1)
    При оценке активности учитывается выполнение заданий в установленные сроки.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 Одз2
    Выполнение домашнего задания 2 проводится по тематике, согласованной с преподавателем.
  • неблокирующий Домашнее задание 1 Одз1
    Выполнение домашнего задания 1 проводится по тематике, согласованной с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * • Активность на семинарах 1и 2 модуля (Оа1) + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Домашнее задание 2 Одз2 + 0.2 * Домашнее задание 1 Одз1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Половинкин А.И. - Основы инженерного творчества - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-4603-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123469
  • Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учебное пособие, Кукалев, С. В., 2018
  • Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга : учеб. пособие для вузов, Андрейчиков, А. В., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 315 - Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - 9785961421897 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315
  • Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений, Абовский, Н. П., 1998
  • Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах : учебник для вузов, Ларичев, О. И., 2002